Алхимик средних лет
Любая обзорная экскурсия имеет, как правило, две основные цели. Первая - непосредственно получить краткую информацию о городе и его основных достопримечательностях. Вторая - дать возможность экскурсантам отметить для себя "точки", к которым можно вернуться потом, когда будет побольше свободного времени, чтобы рассмотреть все подробно.
Лично для меня книги Дэна Брауна представляют собой именно такую "обзорную экскурсию". В них мельком, скачками и бегом упоминается приличное количество мест, объектов и событий, к которым всегда есть возможность вернуться, но уже после чтения романа, чтобы спокойно, без спешки насладиться в полной мере. И, разумеется, отыскать некоторые "косяки", которые автор вполне себе допускает в повествовании.

Primo, "Инферно" - четвертый роман в серии "лэнгдоаны" (не путать с "бондианой"... ну или путать); третий - "Утраченный символ" - я не читал и пока нахожусь в смятении - стоит ли?! К тому же, отзывы на него не ахти.

"Инферно" практически ничем не отличается от "Ангелов" и "Кода".
Все также миру грозит "страшный конец", все также Лэнгдон в компании очередной невероятно умной "подружки" спасает всех с помощью своей эйдетической памяти и того количества знаний, которое успел проглотить за свою жизнь.
И разумеется, власти самых разных уровней пытаются если не помешать профессору, то, как минимум, не помогать. Очевидно, Лэнгдон им крепко поднадоел.

Единственный крупный плюс этого романа - желание перечитать (или прочитать - кому как) "Божественную комедию" и немного поковыряться в итальянской истории. Если после "Ангелов" хотелось посетить Ватикан, то после "Инферно" совершить путешествие по Флоренции и Венеции вкупе со Стамбулом особенно не тянет.

Secundo, персонажи, как и всегда у Брауна, личности "высокого полета", не припомню, чтобы он разменивался на меньшее.

Если изобретатель вируса, то непременно молодой миллиардер, наживший море денег с продажи патентов на свои изобретения в сфере генной инженерии.

Если "подружка Бонда от искусствоведения", то непременно гениальная барышня, весьма неравнодушная к судьбам мира, с богатым внутренним "содержимым", слегка подпорченным "непониманием" ее гениальности окружающим быдлом. Правда в "Инферно" Браун отступил от обычного правила и барышня отменной красоты не получила, но не заметно, чтобы окружающие (включая профессора) особо расстроились, когда она сняла парик.

Если власть, то непременно самые высшие чины, общающиеся с Лэнгдоном, как со старым приятелем, прислушивающиеся к нему, как к богу, но периодически вспоминающие о том, "кто" они, и задвигающие излишне умного профессора подальше.

Впрочем, в этом романе (в сравнении с "Ангелами" и "Кодом") "государственная машина" продемонстрирована все же более адекватно. И ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выведена на стороне "хороших парней".

Есть некий "Консорциум" с Шефом, действующим исключительно по правилам, безэмоциональным и жестким товарищем. Но откровенно говоря, мне совершенно не понятно, что помешало этому "железному Феликсу" оставаться таковым до конца, и зачем все эти эмоциональные метания, из-за которых он сам себя и погубил. Такое ощущение, что эту "контору" Браун попросту слил.

В целом, сюжет несколько заезженный, особенно в части "угрозы миру", да и "квест", предлагаемый автором, довольно простенький и при желании его можно пройти за полчаса, воспользовавшись "Гуглом". Ну или решить в голове, если позволяет интеллект и образование.

Добавлю еще, что, как и обычно с Брауном, я прежде посмотрел фильм, потом прочел книгу. С ним иначе невозможно. Это как раз тот автор, которого "смотреть" зачастую интереснее, чем читать. Фильм куда лучше улавливает и повторяет экшн-линию сюжета. Да-да, это как раз то самое "все куда-то бегут".
В романе смена событий и локаций происходит значительно медленнее и логичнее.

Экранизация недурная, но если сравнивать с книгой, то можно все выразить одной фразой - "это не о том". Книга не о том, о чем фильм. Кино, соответственно, не о том, о чем книга. Есть одинаковые персонажи, есть одинаковые реалии и много Данте. И все. Более ничего.
Диалоги смазаны и воспринимаются куда хуже, чем в тех же "Ангелах". Лэнгдону категорически отказано в возможности плавно и связно повествовать о тех или иных вещах, равно как и остальным героям, от чего складывается ощущение, что они просто озвучивают то, что видят, и, как правило, одним словом ("Данте!", "Фреска!", "Маска!").
На мой взгляд, это самая далекая от оригинала экранизация Брауна. И самая "бедненькая" в части финансовых вложений, даже если цифра бюджета говорит об ином. О "продакт-плейсмент" я даже и не упоминаю. Его тут просто море.

Tertio, повествование, как и во всех книгах Брауна, движется очень плавно и мягко, но... только в самом начале. Глав за двадцать до конца все меняется и появляется тот самый "экшн", который так любят кинематографисты, экранизирующие романы этого автора.
Стремительно меняются локации - туда, куда раньше герои даже не представляли, как добраться, теперь они летят чуть ли не бизнес-классом.
Стремительно находят озарения (и на Лэнгдона в том числе) - и то, над чем он ранее с трудом размышлял и о чем даже не подозревал, вдруг доходит до него само собой.
Стремительно выбрасываются автором "лишние" герои, дабы не мешали "хорошим парням" довершать свое дело.

Все это, в принципе, ожидаемо, но от ощущения "читательской турбулентности" не спасает.

Скажу, может быть, несколько крамольную фразу, но - роман скучен. Откровенно скучен. Даже там, где экшн уже "наступает".
Хочется какого-то удивительного, яркого финала, а на выходе имеем то, что имеем, и вопрос - зачем я это читал?
Почему в такой красивой обертке (Данте, "Божественная комедия" и ее часть "Ад", венецианские дожи и Четвертый Крестовый поход, история Флоренции и клана Медичи) вдруг оказывается унылый камушек?
Печально. Разочарован.

P.S. Дэн Браун, как говорят, это Перес-Реверте для бедных, но в данном случае, выходит, что не для бедных, а для каких-то совсем уж нищих и голи перекатной.
Браун, конечно, изо всех сил пытается в исторические мистификации, но, на мой взгляд, пока ему это не очень удается. И если в "Коде" (и особенно в нем) и в "Ангелах" у него это еще худо-бедно получалось, хотя "хвосты" и "уши" торчали изо всех щелей, то в "Инферно" он не пытается их даже прикрыть.
"Грустно, девицы, грустно". (с)

Разоряться ли на "Утраченный символ" при такой ситуации? Даже не знаю.

@музыка: "Era" - "Misere Mani", "Omen Sore"; "A-ha" - "Cast in steel", "Forest fire"

@настроение: кофе

@темы: книги