Алхимик средних лет
"Вычислить путь звезды и развести сады,
И укротить тайфун - всё может магия!
Есть у меня диплом, только вот дело в том,
Что всемогущий маг лишь на бумаге я". (с)

А хочется, чтобы не на бумаге, а на небе Кринна в виде созвездия.

В принципе, это может быть коротенькой иллюстрацией к любому, кто мнит, будто магия - это всего лишь тупой зубреж заклинаний.
Как и в любом искусстве - тут нужен талант. Божья искра.
Если ее нет, то станешь ремесленником. Если есть, то гением и творцом. Богом, в конце концов.
Рейстлин у нас молодец. Амбициозность гения наряду с ремесленничеством.

Не смог удержаться. Все-таки один из любимых героев.

А теперь непосредственно о.
Написал я это спустя неделю после того, как закончил читать историю. Это для меня долго. Очень долго. Но, к сожалению, "Испытание Близнецов" не произвело того впечатления, которое бы позволило настрочить рецензию моментально.

Primo, есть такое хорошее "писательское правило" - надоело писать - не пиши, но не сливай историю.
Госпожа Уэйс, к сожалению, им не воспользовалась.
Роман больше напоминает бухгалтерский отчет по скупости формы и содержания. И лишь отдельные сцены (история треугольника "Даламар-Сот-Китиара", последняя встреча братьев за Вратами, ослепшая Крисания, брошенная Рейстлином умирать) радуют и заставляют задуматься.
Понятно, что "Испытание Близнецов" призвано подвести итоги всей трилогии, но в данном случае это не совсем так. В финале книги определенно поставлено многоточие. История продолжится, как известно, потому что "зло не дремлет"))

Secundo, если в первых двух книгах события были "плотно утрамбованы", развивались ярко и стремительно, однако не теряя логики, то здесь все можно охарактеризовать фразой "суета сует и всяческая суета".

Конечно, не обошлось без Таниса. Госпожа Уэйс и сюда его протащила. Хотя, откровенно говоря, я совершенно не понял - зачем? Свое коронное "эльф я или человек?" Танис растерял окончательно, отъелся и морально, и физически на харчах супружеской жизни, и отныне войны и сражения его просто утомляют.
Он по-прежнему в каждой бочке затычка, но вся его беготня непродуктивна от слова совсем. Вроде и носится, и разговаривает, и сражается, и что-то делает, но толку чуть.
Я вообще не фанат этого персонажа, но в "Испытании" он меня совсем разочаровал.

"Великолепная четверка и вратарь" - Рейстлин, Тассельхоф, Карамон, Крисания и Такхизис - отыграла последний матч на ура. Да, не все гладко, но главное "стулья целы".
То есть, все персонажи.

Про Рейстлина я когда-нибудь напишу отдельный пост, а, может быть, не один, потому что все-таки этот герой для меня в этом фэндоме основной. Пока же скажу кратко - прозрел, осознал, но светлым не стал. И не станет. И думается мне, что стремлений своих он не оставил. И это все-таки радует. Потому что ухлопать столько сил, времени, чужих жизней, в конце концов, для того, чтобы за полсекунды до победы сложить оружие?? Ни за что! Амбициозность Рейстлина, пожалуй, самая сильная, которую я наблюдал. В литературе, разумеется. (Мне здесь рекомендуют "Кузницу души" и я непременно ее отыщу и прочту. Вот там-то наверняка многое раскроется).
Маленький минус - Рейстлина в "Испытании" откровенно мало. После "моря его" в первой и второй книге это несколько удручает.

Тассельхоф Непоседа. Вот кто оторвался по полной программе здесь! Тут и полеты на драконе, и управление Летающей Цитаделью, и новые знакомства, и, конечно, случайно завалившийся в один из его кошелечков прибор для путешествий во времени. Пар-Салиан подождет - Тассельхоф еще не нагулялся по миру.
И хотя теперь в доме Карамона для него всегда есть комната, я не думаю, что Тасси будет проводить там много времени.
И как я предполагал - Непоседа стал в большей степени человеком, чем кендером. Опять мне вспоминается Фродо Бэггинс после экскурсии в Мордор. Все-таки есть вещи, которые в корне меняют все.

Собственно говоря, у трилогии среди прочих целей была одна - разделение близнецов в духовном плане. На протяжении всех книг Рейстлин любыми доступными способами рвал нить между собой и братом, причем делал это настолько жестко, что только дурак бы не понял, что он хочет ответных "обрываний".
Карамон не дурак, несмотря на стереотипы, и к концу третьей книги, наконец, справился с собой. Хотя для разрыва нити потребовались целые Врата Зла.
Впрочем, я бы не надеялся на полный разрыв. Так... прищемили дверцей.
Но не могу не сказать, что духовный путь Карамон прошел нелегкий и не без результата. Он больше не нянька брату, он больше не подчиняется ему слепо (да и не подчиняется вообще), но при этом не растерял своей доброты, спокойствия и всех тех положительных качеств, что у него были.
И кто бы что мне ни говорил - Рейстлина он любит. Пусть теперь и не все его сердце ему принадлежит.

Крисания действительно поняла, кто она и что она, только после того, как Рейстлин бросил ее умирать в Бездне. Заблуждений в этой прекрасной головке хватило с лихвой. Но даже после всего, что произошло, она простила Маджере. Впрочем, святые (а она, как мне кажется, туда и метит) всем прощать должны.
И все-таки думается мне, что и в ее сердце Рейстлин отвоевал свой "уголок". Навсегда.
Он такая тварь, которая к любому прицепится - не оторвешь.
По крайней мере, именно к концу книги Крисания начала вызывать у меня хоть какую-то симпатию и ее "ореол дурочки" относительно померк.

Одни из самых интересных и, к сожалению, для меня мало раскрытых персонажей в этой трилогии - Китиара, Даламар и Сот.
Здесь конец их истории, короткой, яркой, красивой и демонстрирующей принцип - и зло любить умеет.

Китиару все-таки погубили ее страсти, которым она потакала всю свою жизнь. Может быть, Танисом и можно было вертеть, как заблагорассудится, ибо он признанный подкаблучник. Но вот зря она начала играть в эту игру с Сотом и Даламаром. Это другого сорта личности.
Жаль ее? Да, немного. Но это как раз тот случай, когда "сама виновата - заигралась".

История Сота и сам он меня заинтересовали еще с первой книги. И персонаж мне понравился. Несмотря на то, что нежить, оказался он самым "взрослым" в этой истории, хотя и подверженным человеческим страстям. Но, как говорится, у него и жизнь была такая. Так что, ничего особенно удивительного нет в том, что нашел он в Китиаре родственную душу. И забрал ее, разыграв красивый гамбит.

Вот кто страсти отмеряет мензуркой - так это товарищ Даламар. Ни белый, ни черный, а серый, но на самом деле один из самых адекватных темных магов, которых я встречал в литературе. Смог он все-таки победить самого себя, умерить амбиции и посмотреть на все реально, смог не потерять себя таким образом, смог вовремя остановиться. Иногда это очень полезно для того, чтобы остаться живым. (Теперь я понимаю, почему Haleth видела меня изначально именно в этой роли, а не в образе Рейстлина).

Герой этой книги, безусловно, Карамон. Если две первые на коне был Рейст, то теперь пришло время его брата, что, собственно, вполне закономерно.

Заметил еще, что тройка "свет-тьма-равновесие" любимая у Уэйс. На ней все строится. И под конец трилогии она не смогла себе отказать в ее повторении.
Крисания - свет, Рейстлин - тьма, Карамон - равновесие. Именно так мне это видится.

Tertio, как я уже писал выше, повествование в "Испытании" суетливо, рвано, но вместе с тем суховато.
В путешествии Рейстлина и Крисании по просторам Бездны отображены лишь отдельные моменты, нет ощущения "временной ленты". Описания "приключений" скупы, коротки и сугубо утилитарны.
В истории Карамона и Тассельхофа автор пропускает огромные куски, от чего книга все больше напоминает первую трилогию с ее "ролевым" стилем.
Нет здесь глубокой рефлексии персонажей, что была свойственна "Битве близнецов", нет подробного описания событий. "Погода и природа" вообще выпущены, за ненадобностью, видимо.
Все-таки госпожа Уэйс определенно "слила" и финал, и само повествование.

P.S. Такхизис здесь все же не Зло, которое нужно победить, а то самое Испытание для Рейстлина. Выдержал ли он его? Лично я думаю, что оно еще не закончилось. Все-таки любит эта дама нашего мага. И очень сильно. И отпускать от себя ну никак не желает.

На этом в чтении серии я останавливаюсь. Пока хватило.
Но вернусь непременно. И не раз.

@музыка: "Армия чародея" (версия 2011 года) из мюзикла "Последнее испытание", "Конклав магов" из мюзикла "Последнее испытание"

@настроение: кофе

@темы: Сага о Копье