07:57 

Анджей Сапковский "Сага о Рейневане" ("Башня шутов", "Божьи воины", "Свет вечный")

Алхимик средних лет
Давненько я читал эту замечательную трилогию, причем начал, не как все нормальные люди, с книги первой, а со второй. Но это лишь потому, что в магазине она мне попалась раньше.
Вообще-то я искал "Ведьмака", но на тот момент из Сапковского мне могли предложить только "Божьи воины". Пришлось брать, ибо уж очень сильно захвалили этого автора.
Постепенно, конечно, я приобрел все, что можно было, включая "Змею", до которой, к слову, руки пока не дошли. Однако "Сага о Рейневане" положила начало нашему с паном Анджеем знакомству.

Primo, это трилогия. "Башня шутов", "Божьи воины" и "Свет вечный". Читать, конечно, лучше по порядку, как и положено читать любые серии, но на своем опыте могу заметить, что "Башня" после "Воинов" пошла несравненно легче. Вероятно, потому, что первая книга все-таки в большей мере приключенческая, нежели историческая.
Собственно, в трилогии и присутствуют два этих мощных пласта - фэнтези и история. Переплетено все красиво, как умеет Сапковский, но несколько неравномерно, потому что исторический контекст характерен для второй книги в большей степени, нежели для первой и третьей.

Гуситские войны - тема вообще благодатная. Это такой термоядерный коктейль из политики и религии, что грех не воспользоваться. К тому же, в него великолепно впишется абсолютно любой фэнтезийный мотив. Особенно такой "темный", какой характерен для Сапковского.
Не сказал бы, что по трилогии можно достоверно изучить все, что с этими войнами связано, потому что некоторые факты откровенно подтасованы или же перепутана их последовательность, но в целом, это значительно более интересный способ ознакомиться с тем историческим периодом, нежели просмотр скучных монографий.
Хотя бы потому, что гуситская программа и постулаты изложены персонажами, сидящими с пивом у костра, значительно легче и доступнее, чем маститыми историками.

Второй "пласт" - фэнтези. Но здесь Сапковский верен себе до конца. Темное средневековье с непременными некромантами, алхимиками, ведьминскими шабашами, заклинаниями на ломаной латыни, классическими темно-магическими обрядами (пентаграммы прилагаются) и пресловутой "летающей скамейкой" (почти спойлер).
Все это отдаленно напоминает "Ведьмака", но выглядит значительно более правдоподобно. Особенно если учесть, что часть заклинаний и обрядов Сапковский выудил из вполне себе реально существующих средневековых источников.
Отмечу еще, что персонажи путешествуют по совершенно реальным "землям". Нет здесь ни Цинтры, ни Нильфгаарда, зато имеется настоящая Прага, Табор, Вроцлав и многие другие населенные пункты на территории Силезии, Моравии и Польши. Равно как и реальные исторические личности. Да-да, на заднем плане промелькнет даже Коперник.
В принципе, можно было бы сказать, что трилогия отражает и судьбу страны через судьбу конкретного человека, как любили говорить в советские времена о литературе ВОВ. Но нет у Сапковского такой задачи. Во всяком случае, если этот "конкретный человек" - Рейневан, то тогда со страной вообще все плохо.

Secundo, персонажей, как обычно у пана Анджея, до черта и больше. Сапковский вообще редко разменивается на ерунду, и уж если вводит героев, то от широкой авторской руки. Столько, сколько может вместить в себя книга.
Деление на положительных и отрицательных присутствует, но как и в любом качественном фэнтези, не слишком явное. Ну, может быть, за исключением Грелленорта, который есть абсолютное зло, настолько образцовое, что даже местами противно.

Поскольку "Сага о Рейневане", то главный герой определяется без труда.
Рейнмар фон Беляу, он же Рейневан, молодой дворянин, медик, немного практикующий маг, любитель барышень, восторженный романтик и слегонца придурковатый. В каждой бочке затычка. Мастер наживать приключения на собственную пятую точку, но при этом отличающийся редкостными везением, потому что на протяжении всей трилогии ему если не самому, то с помощью друзей, удается избежать смерти самых разных калибров.
Не сказал бы, что к концу саги на мальчика находит какое-то озарение и он становится исключительно умным, серьезным, повзрослевшим реалистом, но цинизма и относительного умения избегать неприятностей определенно прибавляется.

Шарлей - один из спутников Рейневана. Личность незаурядная. Циник, ловкач с отлично подвешенным языком, не дурак выпить, а при необходимости подраться, и, разумеется, вытаскивающий своего сопливого друга практически из всех неприятностей, до которых может дотянуться. С чем связана такая преданность? Вероятно, с тем, что Шарлей впервые в жизни обрел в лице Рейневана настоящего друга, хотя Сапковский нигде явно этот мотив не педалирует.

Самсон Медок - еще один спутник и друг главного героя. Фигура весьма любопытная и неоднозначная. Этакий огр с головой маленького ребенка и интеллектом кандидата на Нобелевку. Сущность его раскрывать вряд ли стоит, иначе это будет не просто спойлер, а СПОЙЛЕРИЩЕ. Честно сказать, я такого рода героев не встречал ни у Сапковского более, ни у других авторов.

В отношении женского пола у пана Анджея как всегда все в порядке. Имеется и "возлюбленная Николетта", и вполне себе "земная" Аделла фон Стерча, из-за которой, собственно, и начинаются проблемы Рейневана. Ибо не надо смотреть на чужих жен. А тем более трогать.

В отрицательных "ходят" не так много личностей, но Сапковский не стесняется широкими мазками разрисовывать всю изумительную мерзость зла.
Биркарт фон Грелленорт со своей Черной Ротой и воплем "Адзууумууус!" замечательно классический злодей. Здесь и стильный черный цвет, и магия, и меч остер, и фирменные холодность, коварство и жестокость. Идеальное сочетание. Хотя не так часто появляется он на страницах, чтобы прикипеть к нему. Волдеморт был как-то роднее.
Среди прочих злодеев выделить кого-то персонально трудно. Тут и фанатики с обеих враждующих сторон, и епископы, и раубриттеры, и сторонники местных монархов, и инквизиторы. Кого только нет.
Из барышень на стороне зла Дуца фон Пак, любовница Грелленорта, любимым развлечением которой, к слову, является конная охота на людей.

За что я лично люблю Сапковского, так это за умение написать реалистичный конец, всегда прямо вытекающий из повествования.
Нет у него ни переквалифицировавшихся злодеев, ни раскаявшихся гадов, ни бросивших инструмент мучителей, ни безумно счастливой и вечной любви под занавес.
Все четко. Без дураков.
Добрым достается свой кусочек победы, злым свой кусочек проигрыша, но вместе - равновесие соблюдено идеально.

Tertio, три толстенных тома, две с половиной тысячи страниц.
Сапковский никогда не писал мало, но в данном случае прерываться не рекомендуется, иначе потеряется атмосфера саги.
Как обычно у пана Анджея изумительно выписан быт, специфика общения между персонажами, внешний вид героев, но самое главное - жестокость и кровавость, характерная для средневековой Европы, где жизнь человека ценилась в ноль, а болезненность казней, пыток и вообще всего существования была феноменальной.
В целом, повествование кинематографично, ярко, почти кадрировано и ужасно напоминает хорошую ролевую. Очень качественную. С отличными игроками и грамотными, атмосферными постами.
Добавлю еще, что насыщенность текста латинскими и французскими фразами выше любой планки, так что несколько страниц сносок в конце обязательно пригодятся.

P.S. Экранизации нет. А жаль.

@музыка: Тэм - "Нас ищет инквизиция", Лора - "Рок-н-ролл семейного скандала", "Все перемелется"

@настроение: кофе

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Black Tower

главная