15:53 

Ч. Диккенс "Большие надежды"

Алхимик средних лет
"Хотите больших надежд и ожиданий? Их есть у нас!"
Вернее, у Диккенса.
К слову это, пожалуй, один из самых по-настоящему интересных его романов, который не заставить ворчать от уныния даже того, кто на дух английскую классику не переносит.
Шесть сотен страниц (как известно, этот автор на мелочи не разменивается) пролетают действительно незаметно, оставив лично у меня слегка грустное послевкусие. Почти как от хорошего "шардоне" или приличной классической музыки.

Primo, сюжет довольно простой, хотя по меркам 19 века вполне вероятно считался ужасно закрученным. Но замечу, что здесь детективная сторона несколько ярче выражена, чем в прочих романах Диккенса. А она присутствует у него практически везде. Хотя бы в малых дозах.
Не избежали "Большие надежды" и наличия "феи-крестной" и "Золушки", правда и та, и другая в брюках, но в целом, законы жанра почти соблюдены.
Как и положено, расплата за "хрустальные туфельки" и обеспеченную жизнь непременно придет, но это будет потом. Когда-нибудь. Кому интересно задумываться о том, что случилось с баловнями судьбы после слова "конец"?!
Это, пожалуй, один из немногих диккенсовских романов, заканчивающийся ни хорошо, ни плохо, хотя изначальный авторский замысел и предполагал трагическое завершение. Не раздает он здесь всем сестрам по серьгам, но читателю дозволяется придумать свой собственный финал, пожить, так сказать, большими надеждами.

Secundo, персонажей немного, но у Диккенса лишь в единичных произведениях можно найти большой набор на любой вкус.
Знакомьтесь, Филип Пиррип (или Пип, в большей части романа), он же "Золушка".
В жизни Пипа присутсвует все, что положено тем, кому на голову должно свалиться неожиданное счастье. Здесь и сиротство, и трудное детство, и добрая душа, полная самых теплых чувств ко всему миру, включая тех, кто прибил его деревянные игрушки к полу.
Как и любая "Золушка", Пип мечтает. Много. Впрочем, поначалу его мечты довольно простенькие и детские, но чем больше видит, тем больше хочется. Особенно после посещения особняка мисс Хэвишем.
К слову, о мисс Хэвишем. Персонаж для Диккенса довольно интересный. "Вечная" невеста с разбитым сердцем. Пожелтевшее свадебное платье, больше похожее на саван, и бесконечные разговоры о мести мужчинам.
Свою "гордость и надежду" - Эстеллу - мисс Хэвишем воспитывает в том же духе - "разбивай им сердца и пускай осколки по ветру".
Конечно, "Золушка" незамедлительно покорен юной барышней и его грезы о честном труде кузнеца рассыпаются в пыль. Ведь совсем не хочется, чтобы "девушка мечты" узрела его в неприглядном рабочем виде.
И вот именно здесь на сцену Диккенс выводит фею-крестную. Впрочем, это одна из главных интриг книги, поэтому раскрывать ее не стоит, однако замечу, что фундамент для "появления феи" Пип заложил еще в глубоком детстве.
Так или иначе, "Золушка" перебирается в Лондон и живет в свое удовольствие на пособие от феи-крестной.
Детская любовь благополучно трансформируется во взрослые чувства, однако Эстелла твердо выполняет заложенные "вечной невестой" установки, и наш "Золушка", увы, вынужден мучиться и терпеть, терпеть и мучиться. Впрочем, как и положено настоящей "Золушке". До раскрытия инкогнито феи-крестной.
Пип жутко расстроен, разумеется, потому что одно дело, когда богатства сыплются с неба и ты свято уверен, что все по-честному. Другое дело, когда происхождение средств выясняется, и еще оставшиеся добрые чувства (среди которых и совесть) всячески протестуют против жизни на "нетрудовые доходы".
Надежды не сбываются, жизнь рушится, богатство уплывает и "Золушка-Пип" снова грустит на пепелище, изредка вспоминая о провороненом счастье в виде Эстеллы.
Как говорится, чем выше забираешься, тем больнее падать, однако Диккенс, вероятно, в силу своей определенной авторской любви к персонажам и бесконечной тяге к положительным концам, подстилает-таки соломку. Пусть и не для всех героев.
Спустя много лет Пип и Эстелла встречаются на развалинах дома мисс Хэвишем, со всей очевидностью символизирующих крушение этих самых "больших надежд и ожиданий", и шагают вместе в светлое будущее, взявшись за руки.
Дойдут ли?
Эстелла, со своей покалеченной душой и абсолютным неумением любить, скорее смирится с тем, что лучше Пипа ей не видать, чем когда-либо изменится.
Пип, с совершенным неумением делать что-либо самостоятельно, кроме как тратить чужие деньги и профессионально надеяться, будет сомнительным счастьем для девочки с "холодным сердцем".
Но не в этом для Диккенса главное.
"Меньше надейся - меньше разочаруешься". Очевидно, так.

Tertio, шестьсот страниц исключительно легкого чтения. Никакой английской тяжеловесности, никаких многострочных отвлеченных рассуждений ни о чем. Относительно острые повороты сюжета и при этом совершенно не напрягающие персонажи. Здесь не так много вселенских трагедий, в которые Диккенс возводит обычно любые мало-мальски тяжелые неприятности, но зато потрясающе прописанное разочарование.
И грусть.

P.S. Мне лично ближе одноименная англо-американская экранизация Майка Ньюэлла (не одним "Кубком огня" жив человек), снятая в 2012. Отличный актерский состав: Хелена Бонэм Картер в роли мисс Хэвишем, Рэйф Файнс в роли Мэгвича, Робби Колтрейн и Холлидей Грейнджер. Замечательно костюмированный фильм.

@музыка: Тема из фильма "Большие надежды"

@настроение: "Cabernet" от "Millstream" из серии "Millstream collection"

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Black Tower

главная