13:00 

Стендаль "Красное и черное"

Алхимик средних лет
Первым романом, что я прочел у Стендаля, была "Пармская обитель". Случилось это почти пятнадцать лет назад, но я до сих пор отчетливо помню, какие ощущения вызвал у меня "милый мальчик" Фабрицио дель Донго.
Мой филологически настроенный мозг моментально провел параллель с Николенькой Ростовым из "Войны и мира".
И когда пришло время писать диплом, то бишь через два года после знакомства с французским автором, я, весь сияя от сознания собственной "гениальности", выдал научному руководителю: "Только "Пармская обитель"! Только сравнение войны у Толстого и Стендаля! Только параллельность образов Николеньки и Фабрицио!"
На что мой научрук, задумчиво оглядев меня, с ласковой мягкостью, с какой говорят с умалишенными, произнес: "Дорогой мой, давайте-ка лучше продолжим с Вами мучить Чарльза нашего Диккенса и углубим тему персонификации зла в его творчестве. А Стендаль... Ну как-нибудь потом, если Вы захотите".
Было обидно. Правда недолго. Научрук оказался все-таки прав. На "Обители" я бы быстро заскучал.

"Красное и черное" было программным произведением, но не произвело на меня того впечатления, что "Пармская обитель", может быть, потому, что в нем все персонажи, откровенно говоря, так себе люди.
В "Обители" герцогиня Сансеверина и ее любовник граф Моска хоть чего-то стоили, а в "Красном и черном", увы, никого подобного не нашлось.

Primo, сюжет у романа весьма простенький и, прямо скажем, дешевый. Стендаль почерпнул его из небольшой статьи в газете.
История для тех времен достаточно характерная - молодой честолюбивый мальчик, замужняя матрона, юная барышня с перспективами. В принципе, ничего особенного. Такого добра у того же Бальзака и Мопассана полно.
Вообще Стендаль не большой мастер в написании социально-психологических романов. Здесь ему до того же Бальзака далеко.
Хотя исторические его книги весьма хороши.
"Красное и черное" чуть больше, чем полностью забит пафосом и слезами главного героя, который льет их по поводу и без, все это слегка разбавлено дамскими мучениями на тему "хочется и колется" и бессмысленной экзальтацией.

Secundo, в центре истории юноша бледный со взором горящим, не могущий похвастаться кровью цвета ультрамарин, но с огромным честолюбием и желанием сделать карьеру. Плюс - он, разумеется, восхищен Наполеоном, ибо свято уверен, что родись он при его правлении, то имел бы намного больший профит по жизни.
Казалось бы, ничего особенного, вполне себе обычные для юности потребности и амбиции.
Жюльен - товарищ далеко не глупый, интеллектуально развит, получил недурное образование и исключительно воспитанный и учтивый, но не без гордости человек, понимающий прекрасно, что эти качества наверняка помогут ему воплотить свои мечты в реальность.
Впрочем, чем дальше "в лес", тем сильнее Жюльен вызывает отторжение.

Во-первых, юноша он непоследовательный, в том числе и в своих мыслях; во-вторых, не способный себя воспринимать адекватно, к тому же на удивление закомплексованный. Однако эта самая закомплексованность и низкое мнение о себе каким-то удивительным образом сочетаются в его мыслях с невероятным умилением и гордостью относительно собственного благородства.
Хотя, признаться честно, благородных поступков-то Сорель не совершал. Скорее наоборот. Добавлю еще, что герой наш не лишен мелочности и злости.
В-третьих, я не встречал более слезливого персонажа. Даже барышни в этом романе ревут меньше.
Кроме всего прочего, Сорель пытается играть в этические игры, лицемерить и вообще вести себя так, как в его понимании ведут себя люди, желающие добиться нужного для себя положения в обществе, но получается у него откровенно плоховато. Может быть, в силу молодости и отсутствия жизненного опыта.
"Надо сознаться, что я очень странное и чрезвычайно несчастное существо" - своя собственная характеристика Сореля, к слову, весьма верная.

Женские образы у господина Стендаля хочется "обнять и плакать". Удивительное умение французских (да и не только) авторов поделить дам на две категории - стерва или святая - не перестает изумлять.

Госпожа де Реналь относится к "партии" наивных дурочек, доживших до тридцати и все еще плохо понимающих, что юным мальчикам нужна от них не только искренняя, чистая любовь, но и вещицы посущественнее.
В какой-то степени ее понять можно. Юность в иезуитском монастыре, муж - грубая скотина, хоть и мэр, тяжкая роль почтенной матроны, двое детей. А страсти хочется, чтоб горело всю жизнь синим пламенем. Сорель, конечно, пламя раздул на свою голову, но, с другой стороны, откуда ему знать, что с подобного рода женщинами опасно играть в такие игры.

Матильда де ла Моль в девятнадцать лет имеет острый язычок и все еще непреодолимую тягу к подростковому бунту против общества, в котором она живет. Как и любому подростку, все ей кажутся глупыми, приземленными, малоинтересными и вообще духовно нищими.
И дураку понятно, что Жюльен Сорель с его "скучающим видом", больным честолюбием и нытьем о повсеместном духовном упадке для нее становится героем и кумиром. Ну еще бы! Он ведь такой неординарный, умный, саркастичный, еще и дрессирует ее недурно, как тут не отдаться чувствам и... всему прочему.
И кроме того, это же так здорово - поступать наперекор традициям этого низкого общества! Пусть знают, на что она способна ради настоящей любви и настоящего человека.
Собственно говоря, и там дело заканчивается не ахти для Жюльена и самой барышни, но иначе эта история и не могла бы завершиться.

Полагаю, что более логичного окончания пути для своего главного героя Стендаль и придумать не мог. Хотя, признаться честно, не верю я в раскаяние Сореля и понимание того, что любил он только де Реналь. Люди такого типа редко раскаиваются в тех средствах, что применяют для достижения собственных целей.

Tertio, есть несколько историй о происхождении названия романа. Существует вариант, что красное и черное - это символизация военного и духовного призвания соответственно, определяемая по цвету одежды солдат и служителей. Имеет место быть версия Анри Жакубе о том, что красное и черное - это разные варианты жизненного пути. Красное - страсть, действие, кровь, героическая смерть. Черное - обыденность, духовная темнота и низость, тщеславие и раболепие. Встречал и предположение, связанное с политическими партиями.

В целом роман производит, мягко говоря, не лучшее впечатление. Высочайший градус пафоса, неустойчивое эмоциональное состояние героев, "переигрывание" и откровенно унылый главный персонаж. Для вещи с подзаголовком "Хроника XIX века" хотелось чего-нибудь более реалистичного и монументального.

P.S. Экранизаций масса, но мне, как приверженцу старых советских фильмов, ближе снятый Сергеем Герасимовым в 1976 году мини-сериал из пяти частей с Еременко-младшим в главной роли.

@музыка: "Le Roi Soleil" – "Et Vice Versailles"

@настроение: "Cabernet" от "Millstream" из серии "Millstream collection"

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Black Tower

главная