Алхимик средних лет
Одна из моих приходящих учениц задала мне недавно любопытный вопрос - существовали ли в девятнадцатом веке авторы, писавшие бестселлеры, но не прославившиеся, как основные классики? Или полки книжных магазинов были сплошь уставлены произведениями Толстого, Тургенева и Достоевского?
На вопрос я ей, конечно, ответил, среди прочих вспомнив имя Крестовского и его наиболее известное произведение "Петербургские трущобы".
Мое собственное знакомство с этим романом началось с его экранизации.
Шел в девяностые годы такой сериал "Петербургские тайны", если кто помнит. Он и есть та самая экранизация по мотивам.
Поскольку снимался фильм в эпоху кризиса, то никаких роскошных декораций и костюмов не было, зато имелся великолепный актерский состав (Гундарева, Караченцев, Яковлева и прочие).
В титрах я подметил и имя автора, и оригинальное название произведения.
Но только через много лет получил возможность его купить и, наконец, насладиться в полной мере.

Primo, замечу сразу, что книга большая. Два тома. В каждом более семисот страниц. Так что, стоит быть готовым к тому, что придется потратить огромное количество времени на чтение.
Добавлю еще, что господин Крестовский пишет достаточно тяжеловесно. Не Толстой, разумеется, но речевые обороты мало чем отличаются по объему и "закрученности".
Условно все повествование можно поделить на две части.
Первая - непосредственно сюжет. Он в достаточной мере авантюрный, хотя некоторые ходы весьма прозрачны, а авторские попытки привнести в него нотку детектива и загадочности могут показаться детскими.
Вторая - пространнейшие авторские рассуждения о "трущобном укладе жизни", соответствующем жаргоне, привычках и особенностях поведения "людей дна", растянутые на целые главы и носящие скорее справочный характер. Плюс - великое множество сносок.

Эту книгу можно рассматривать как энциклопедию существования петербургского "дна" первой половины 19 века, дополненную конкретными примерами из жизни авторских персонажей в качестве иллюстраций той или иной сферы.
Здесь и публичные дома разного пошиба, и воровские притоны, и нелегальные акушерки для "чистеньких барышень", и жизнь дам полусвета, и попрошайничество как вид бизнеса, и мошенничество, и нищета, и сводничество, и убийства, и тюрьмы, и даже смерть, разделенная по-классово.
И все это определяет на долю своим героям Крестовский, причем с лихвой. Иногда даже кажется, что хуже уже некуда, но автор не унывает, демонстрируя читателю все новые и новые способы падения и мучений персонажей.
Собственно, именно поэтому часть из них кажется несколько неправдоподобной, гуттаперчевой и заставляет даже усомниться в возможной реальности существования.
Хотя стоит отметить, что к написанию книги Крестовского подтолкнул вполне себе подлинный случай из жизни, о котором он упоминает в предисловии.

Secundo, рассказать обо всех героях просто нереально, даже если каждому уделить полторы строки. Их просто _очень_ много. Причем некоторые откровенно опосредованно связаны с сюжетом и основной линией повествования.
Здесь опять же нет исключительно положительных и исключительно отрицательных персонажей. Есть люди и их интересы. И способы, с помощью которых эти люди свои интересы реализуют. Да, способы не всегда законные (по большей части) и с точки зрения нравственности далеко не "белые", но вполне ожидаемые.
По сути дела, ничего нового Крестовский не открывает.
Подлецы и их жертвы были и будут всегда. Дураки так и останутся обманутыми умными. Люди, имеющие возможность с помощью финансов и громкого имени, выкрутиться из любой, даже самой гадкой ситуации, никуда не делись и по сей день. Правило "голь на выдумки хитра" все также присутствует в жизни.
Разве что обманутые коварными женатыми соблазнителями юные девушки не идут массово на панель, ибо вопрос сексуальности в обществе уже не так остер, как в 1850-х, когда происходит действие романа. Но и им и сейчас тоже достается своя доля "жизненных минусов".

Из всего сонма героев Крестовского больше всего повезло семейной чете Бероевых, которым удается таки вырваться из "петербургских трущоб" в Америку. Хотя что их там ждет, да и доплывут ли, неизвестно. Судьба остальных куда более трагична.

Автор своей истории дал подзаголовок "Книга о сытых и голодных", хотя это деление на самом деле условно и многогранно.
О сытых и голодных не только с финансовой, практической точки зрения, но и с точки зрения морали.
Впрочем, Крестовский с завидной реалистичностью на примере тех же князей Шадурских демонстрирует, что сытые физически с полнейшим спокойствием относятся к своей возможной моральной нищете.
К чему рассуждения о дурном и хорошем, если финансы в порядке и можно себе позволить с легкостью влезть в любую гадость, чтобы потешить себя, а потом также спокойно выбраться, когда "запахнет жареным".
На то и деньги, и имя.
Будучи порядочным, невозможно жить в свое удовольствие. Неинтересно. Границ много.
Порядочным стоит быть, когда расплатиться нечем.

Tertio, как говорил уже выше, язык произведения совсем не простой. Крестовский вообще-то очеркист и журналист с юридическим образованием, так что информативность и некоторый "стенографизм" преобладают над мастерством художественного слова и легкостью повествования.
Стоит заметить, к слову, что "Петербургские трущобы" тогдашним классикам совершенно не понравились. Тургенев, например, не постеснялся определения "чепуха", но его понять можно. Не каждому интеллигентному человеку понравится читать о ночлежках, ворах, "лотерее невинности" в публичном доме и инцесте.

P.S. Сериал, о котором я говорил в самом начале, снят исключительно по мотивам книги, так что ждать потекстового сходства не стоит.
Строго говоря, сценаристы вымарали практически всю "грязь" из романа, оставив только самую основную канву. Очень круто изменили многим персонажам линию жизни. Некоторых и вовсе убрали за ненадобностью.
Но в целом, "Петербургские тайны" не так уж плохи.
В любом случае, других экранизаций нет. А жаль.

@музыка: А. Петров "Вальс" из к/ф "Петербургские тайны"

@настроение: "Grinfild Spring Melody"

@темы: книги