08:51 

Н. В. Гоголь "Мертвые души"

Алхимик средних лет
Лет пятнадцать назад, когда я в университете сдавал экзамен по русской литературе первой половины 19 века, преподаватель, с грустным выражением лица выслушавший мой ответ, изрек: "Дорогой мой, Вам никогда не стать настоящим филологом и отличным учителем. У Вас же нет ровным счетом никакого уважения к классикам! Ну так ведь нельзя! Ведь это великие люди, написавшие великие произведения! А у Вас, извините, все насмешки! Послушать Вас, так Гоголь не о судьбе России пишет, а забавную историйку про милого авантюриста!"

Primo, в самом деле "Мертвые души" никогда не вызывали у меня "чистых" слез и выспренних мыслей о великой стране, ее не менее великом пути, а аллегория с незнамо куда несущейся "птицей-тройкой" скорее печалила своей правдоподобностью.
В большей степени поэма интересовала меня именно как своеобразная авантюрная история, позволяющая лишний раз подтвердить для себя одну вещь - во все времена мошенники одинаковые.
Обаятельные, тонкие психологи с богатым жизненным опытом и вызывающие восхищение порой даже у тех, кого облапошили.
Нет, разумеется, мощный пласт философских рассуждений о судьбе России здесь присутствует.
Это во многом вообще особенность русской классики - если не авторскими словами, то с помощью кого-нибудь из персонажей (а желательно, не одного) пространно порассуждать о том, что же происходит и чем все это закончится.
Но в отличие от своих собратьев по перу Гоголь в большей степени предпочитает иллюстрировать философию жизни на конкретных примерах, нежели углубляться в длительные монологи.
"Повесть о капитане Копейкине", что входит в "Мертвые души", тому весьма наглядное подтверждение.

Secundo, если припомнить подачу "Мертвых душ" в школе (да и во многих университетах, чего уж там греха таить!), то всем героям достается на орехи от лекторов.
Чичиков - льстивый подонок, Собакевич - неотесанный материалист, Манилов - пустой мечтатель, Плюшкин - вообще исчадие ада.
Этакая галерея кошмаров.
И в таком случае у меня внутри включается "литературный адвокат", желающий оправдать героев.
В свое время та же история произошла у меня с Чацким. До сих пор помню гневный взгляд преподавателя и фразу "Вы так и Раскольникова святым сделаете!"
До убийцы старушек дело не дошло, но вот Чичикова из сонма отрицательных героев я для себя все же вытащил.
У Гоголя, в отличие от того же Достоевского, сугубо идеальных героев в принципе нет. Здесь они с Теккереем на одной ноге, что называется.
Если в "Ярмарке тщеславия" положительных персонажей ни одного, зато "живых" много, то и в "Мертвых душах" то же самое.

Ну не видится мне Чичиков дурным человеком.
Да, авантюрист, но почему бы и нет? Немногие откажутся от возможности, пусть и не совсем законной, поправить свое положение, тем более если получается сделать это с минимальными потерями.
По сути дела, это простенькая афера, возможная за счет бюрократизма и невнимательности государства. Так почему бы на этом не сыграть?
Если корить за такое, так девяносто процентов нашего общества Чичиковы. Но тем не менее, отрицательными личностями себя никто не считает и каяться не торопится.
Есть в Павле Ивановиче и излишняя вежливость, порой доходящая до льстивости, но как такому человеку и без нее?!
Афера - это работа с людьми, это сложный психологический процесс взаимодействия с теми, кто совсем не хочет быть обманутым, но кого надуть все-таки нужно. И чтобы не было так больно падать, соломки надо подстелить целый воз, тут каждое слово ласковое пригодится.
Вообще, Чичиков строго следует правилу "говорите с людьми о них самих, они это любят".
Можно только удивляться тонкости и индивидуальности подхода героя к окружающим "будущим жертвам обмана", и той глубокой информационной подготовке, которую он предпринимает сразу же по приезде в город.
Присутствует в нем и определенная доля скрытности и даже некоторого "самоуничижения". Как истинный аферист не любит Павел Иванович рассуждать о себе много и обременять окружающих информацией о собственной персоне. А ну как запомнят что-то и начнут "копать"?! Отсюда и появляются догадки и даже забавная история от капитане Копейкине. И признали бы, признали в нем Чичикова, если бы не досадная подробность - две ноги у него против одной Копейкинской.

Если подвести итоги, то сталкиваемся мы с обаятельным, умным, тонким, психологически весьма подкованным товарищем, умеющим расположить к себе любого, абсолютно любого человека.
Где ж тут отрицательный герой?!
Замечу еще, что Чичиков "мертвых душ" не отнимал просто так, деньги платил, оставляя своих "жертв" при некотором профите. Это не для каждого авантюриста и характерно.

Конечно, Павел Иванович - не товарищ Бендер (не менее мною любимый), потоньше он, интеллигентнее, но и время несколько иное. Советское панибратство еще не появилось и не проникло в массы.
Однако в галерею замечательных мошенников безусловно его внести можно и нужно.

Что касается остальных персонажей, то и они отнюдь не представляют собой ходячие воплощения ужаса. Обычные люди, живущие своей обычной жизнью.
Никого не убивают, не грабят, не мучают и даже не пускаются в авантюры. Просто существуют.
Да, Собакевич не тонкой души человек, да, материалист до мозга костей и грубиян первостатейный, но чем плох?!
Да, Манилов наоборот "легкий", да, мечтатель, да, болтун, но кому мешает?!
Да, Коробочка - ограниченная бабенка, суеверная трусиха и вообще глупа, как пень, но, между тем, Чичикова-то, попросившего его приютить среди ночи, не послала поискать другого ночлега. Душа-то, хоть и не тонкая, но есть. И даже вполне себе добрая.
Да, Плюшкин - жмот и сквалыга, слегка сдвинувшийся по фазе после смерти любимой жены и на почве одиночества, но кому от этого хуже, кроме него самого?! Опустим банальные рассуждения о судьбах "несчастных крестьян его", ибо воровали они наверняка знатно, у такого человека совершенно спокойно можно тащить все подряд, потому что вся его жадность сосредоточена на мелочах.
О Ноздреве и прочих персонажах упомяну только то, что не в белых пальто они, разумеется, но никому, кроме самих себя, порядком своей жизни хуже не делают.

Признаться честно, всегда раздражал этот момент в интерпретации русской классики 19 века - все живут неправильно, сейчас продемонстрируем (а лучше расскажем), как будет правильно.
И начинают критики и преподаватели повальный подъем Обломовых с диванов навстречу воспитанию тонкой душевной организации и глобальной перестройке жизни, забывая, что каждый, по сути своей, выбирает сам комфортный для себя жизненный путь.
От кого-то, лежащего на диване, бывает вреда меньше, чем от него же, рванувшего в бурный водоворот жизни.

Tertio, признаться честно, не встречал еще ни одного человека, которому бы не нравился "вкусный" гоголевский язык и потрясающий юмор.
В "Мертвых душах" этого хватает с избытком и читать их легко в любом возрасте.
Во всяком случае, у меня эта книга никогда не вызывала скуки или отторжения, хотя прочел я ее раз двадцать, пожалуй. А уж на третьем курсе, пока писал курсовую работу по топонимам в этом произведении, так почти выучил наизусть.
Они затягивают, на самом деле, затягивают и воспринимаются с возрастом совершенно иначе, заставляя при каждом прочтении открывать для себя что-то иное, особенное. Как картина, которую, казалось бы, видел много раз, но при каждом взгляде замечаешь нечто новое.

P.S. Экранизаций немало, но мне лично ближе одноименный фильм Швейцера с Калягиным в роли Чичикова. Четырехсерийный, с замечательными актерами, потрясающей музыкой Шнитке и снятый максимально близко к тексту.

@музыка: Альфред Шнитке "Мертвые души. Увертюра"

@настроение: "Бастардо Инкерман" от "INKERMAN"

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Black Tower

главная