06:50 

Нил Гейман "Никогде"

Алхимик средних лет
Полагаю, что после этой рецензии каждый поклонник творчества господина Геймана распял бы меня, потом четвертовал, утопил, а труп бы сжег. Однако я все-таки рискну.

До "Никогде" я ничего у этого автора не читал.
Да, "Коралину" я видел, "Звездную пыль" тоже, но одно дело - кино и мультфильмы, другое - книги.
К слову, именно "Коралина" меня подвигла на то, чтобы отправиться в книжный магазин и приобрести "что-нибудь" из Нила Геймана. Видимо, мультфильм очень хорошо "лег" на мое тогдашнее настроение, иначе я бы никогда.
"Чем-то" оказалось то самое знаменитое "Neverwhere", которое мне не нахваливал только ленивый. "Ты любишь Пратчетта?" - говорили мне. "Да, очень!" - "Тогда тебе непременно нужно прочесть Геймана! Вотпрямщас!"
Ха! Литературный талант господина Геймана стоит также далеко от таланта сэра Пратчетта, как мой город от лунного кратера Аполлон.

Primo, "Никогде" история о двух параллельных "прямых", между которыми таки есть общие точки.
"Верхний" Лондон - город, где живут обычные люди, функционирует привычная им система существования и никаких чудес не происходит априори.
"Нижний" Лондон - некая параллельная реальность, куда попадают те товарищи, которым "наверху" места не оказалось. Тут наличествует все: магия, злодеи и добряки (в волшебном смысле слова, разумеется), ангелы и прочие "вроде как необыкновенные" порождения фантазии автора. И да, отчего-то потягивает грязью.
Ну и разумеется, как и положено в настоящем фэнтези, между двумя "параллелями" имеется некоторое количество "входов-выходов", что порождает ощущение проходного двора.
Стоит заметить, что задумка сама по себе вроде бы и недурна, прогулки между мирами - идея пусть и не новая, но вполне себе крепкая и имеющая массу поклонников.
Но увы, "Вергилий" из Геймана, мягко говоря, нулевой, так что бедному "Данте" в лице читателя путешествие осточертеет очень быстро. Бесцельно метаться между "Верхом" и "Низом", попутно сталкиваясь с вагоном самых разных героев, но при этом ни о ком толком ничего не узнать? Да, с этим сюда.

Secundo, основные персонажи (Дверь и Ричард) получили медали "ГГ" совершенно зря. Пара скучно-простых, серых теней, без какого-либо внутреннего стержня, без мало-мальски интересных черт характера, без всего того, что цепляет в "главных героях" обычно сразу.
Даже малолетняя Алиса Лиддел на их фоне выглядит глубокой личностью, умудренной жизнью.
Второстепенных и третьестепенных героев - масса. Нет, не так. МАССА! Но ни один из них толком не раскрыт, хотя наверное можно было бы расщедриться на пару "биографических" абзацев.
Я искренне рад, когда автор оставляет "белые пятна" в характерах своих детищ, чтобы читатель силой воображения раскрасил их на свой вкус.
Но в данном случае Гейман суёт тебе не только краски, но и простой карандаш, мол, соединяй пунктирные линии сам, а потом сам же и раскрашивай.
На мой взгляд, попахивает откровенным авторским тунеядством.

По чести сказать, ни один из персонажей не цепляет настолько, чтобы остановить на нем более-менее долгий взгляд.
Видимо, Дверь и Ричард того же мнения, потому что их общение с остальными обитателями книги больше похоже на столкновения со столбами в темном переулке. "Обнялся", извинился, пошел дальше, забыл. Столкнулся снова... и далее по тексту.
В какой-то момент уже хочется завопить: "Доколе?!" и "Кто все эти люди?!"

Tertio, плохо. Все очень плохо в плане языка и стиля. И не вина переводчика здесь, я абсолютно уверен.
Да, я в курсе, что изначально был написан сценарий к сериалу, а уже потом его переделали в книгу, но... Но не настолько же!
Обрывки, отрывки, эпизоды... Повествование движется какими-то судорожными скачками, но в то же время не имеет никакой цели.
Герои мечутся между двумя мирами, абсолютно не понимая, куда и зачем идут. И читатель мечется также, потому что у господина Геймана явно отказал компас и стерлась карта.
Персонажи если не плоски, то очерчены слабеньким пунктиром и больше напоминают детские головоломки вроде "Соедини точки по номерам".

Да, идея хороша, в самом деле, хороша, но реализована на редкость бездарно. Ну не демонстрирует господин Гейман в этом романе владение литературными приемами, нет у него в повествовании ни стиля, ни ритма, ни глубины, ни разноплановости. Проще говоря, ничего.

Впрочем, один плюс все же есть - атмосфера Лондона. "Верхнего" Лондона. Город в самом деле прекрасно визуализирован, показан через призму "фантастики" и вызывает желание посетить его, чтобы повторить некоторые маршруты персонажей. Любителям - рекомендуется, как говорится.

Вообще, этот роман меня еще раз убедил в том, что некоторых авторов лучше "смотреть", чем читать.

P.S. Экранизация истории - мини-сериал 1996 года "Задверье" (переводчикам за название - слава и лавровый венок, хе-хе!).
По отзывам - вещица средненькая и очень бюджетная.

@музыка: БИ-2 "Блюз 16+"

@настроение: кофе

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Black Tower

главная