Алхимик средних лет
Вообще с английской классикой у нас долгий и весьма бурный "роман",
начавшийся в 2002 году, когда я поддался на уговоры научного руководителя и сменил тему курсовой работы по литературе со Стендаля на Диккенса.
И если до этого я, как и добрая половина моих знакомых, полагал, что англичане те еще зануды, то после я все-таки научился смотреть на них под другим углом.

"Ярмарка тщеславия" была одной из программных вещей во времена моего студенчества, но тогда я не продвинулся в ней дальше сотой страницы.
Во-первых, действие двигалось о-о-очень медленно, во-вторых, стиль повествования просто "убивал", так что через небольшой промежуток времени мне стало откровенно скучно от "блеяния" Эмили Седли и даже острого язычка Ребекки Шарп.

Второй шанс Теккерею я решил дать уже спустя несколько лет, когда при "ограблении" очередного книжного прихватил с полки и том "Ярмарки".
В конце концов, почему бы и нет? Все книги стоит читать вовремя, может быть, как раз время и подошло, решил я, отдавая книжку кассиру.

Истории пришлось "вылежаться" месяц, потому что другие книги, купленные в компании с ней, показались мне интереснее.
Но, тем не менее, руки потом дошли.

Primo, Теккерей все-таки "кукольник", "режиссер" в им самим придуманном театре, что позволяет ему разворачивать своих "марионеток" в любом ракурсе, но всегда безошибочно точно для восприятия читателя.
Каждая черта характера его героев имеет "второе дно".
Скромная, приличная "тихоня" мисс Седли, повернувшись, благодаря ловким пальцам "кукловода", иной стороной к зрителю, на поверку оказывается еще и непроходимой дурой и мямлей.
Раздолбай, "медведь", ведомый дурачок и подкаблучник Родон Кроули в
следующем "акте" вполне может продемонстрировать доброе сердце и весьма жесткий характер.
Здесь нет однозначных образов. Здесь нет сугубо положительного и сугубо отрицательного. Не зря автор определяет свою историю как "роман без героя", потому что никакого "героя" на самом деле не существует. Нет на этой "ярмарке" сверкающего "белым плащом" идеала.

Secundo, лучшая "марионетка" это, разумеется, Ребекка Шарп.
Признаюсь честно, мне все-таки показалось, что Теккерей слегка, совсем-совсем слегка подыгрывает ей.
Если остальных персонажей он бесстрастно дергает за веревочки и поворачивает с исключительным профессионализмом настоящего мастера представлений, то с Шарп у него все выходит несколько иначе.
Когда она появляется, повествование становится заметно оживленнее, стиль автора меняется, слог становится ярче, и ты вздрагиваешь, словно среди тихой, мерной, усыпляющей музыки вдруг услышал особенно громкий звук.
Изворотлива? Да. Цинична? Безусловно. Увлекающаяся натура? Вот тут уж нет. Сочетать в себе холодный расчет и все-таки некоторую долю авантюризма ей удается, но, в конечном счете, расчет побеждает практически всегда.
Говорю "практически", потому что со Стайном у нее все-таки не получилось идеально. Но там и соперник оказался из того же "теста".
Не могу сказать, что в восторге от личностей вроде Бекки, но, будем честны, каждый ли из нас всегда правильно выбирает соотношение средства и цели?!

Tertio, Теккерей все-таки сатирик, да еще и англичанин, значит соответствующего юмора в книге должно быть достаточно.
Он там есть, но я бы не сказал, что плещет через край, как, например, у Вудхауса. Все довольно сдержанно.
Кроме того, стоит все-таки быть готовым к тому, что стиль повествования местами "по-английски" тяжеловесный, особенно когда речь идет о персонажах "линии Седли" (Эмилия, Джоз, Джордж Осборн, Доббин). Героям "линии Ребекки" автор позволяет несколько больше и пишет о них легче.
Именно этот контраст поначалу и может подарить о книге не слишком приятные впечатления вплоть до скуки.

P.S. "Ярмарка тщеславия" не избежала экранизации и театральных подмостков.
Мне понравился мини-сериал от "BBC". В достаточной степени близко к тексту снятая вещь, с хорошей игрой актеров, приятными образами "в точку" и замечательным Дэвидом Брэдли (Аргус Филч - "Поттериана", лорд Уолдер Фрей - "Игра престолов") в роли сэра Питта Кроули.

@музыка: "Би-2" - "Прощай, Берлин!", "Мельница" - "Дороги"

@настроение: Алиготе - Рислинг от "Фанагории"

@темы: книги