Алхимик средних лет
Первое знакомство с Рексом Стаутом, американским автором детективных романов, состоялось у меня чисто случайно.
В "Читай-городе", на полке рядом с томами Гарднера, оказался еще один увесистый фолиант в том же оформлении. Прихватил я его исключительно потому, что на тот момент в голове проскользнули какие-то смутные воспоминания о старом сериале про Ниро Вульфа, который я видел в начале двухтысячных.
В "кирпиче" оказалось три детектива: "Гамбит", "Роковые деньги" и "Погоня за матерью". Я сейчас уже толком не помню, о чем они были, но
прекрасно помогли мне скоротать время в "Домодедово" в ожидании рейса на Вену.
По возвращении я прикупил еще одно творение Стаута - "Семейное дело". И на этом с Ниро Вульфом я попрощался.
Перри Мейсон победил, как говорится.

Поскольку это лето у меня практически все "детективное", я решил-таки вернуться к Стауту, как к одному из классиков американской литературы этого жанра, и обзавелся историей "Смерть потаскушки". Признаюсь честно, привлекло исключительно название.
В этом же томике есть еще один роман - "Погоня за отцом", но о нем позже, потому что, чувствую, на этом мое увлечение этим автором не
закончится.

Primo, Стаут вообще пишет короткие и весьма динамичные вещи. Повествование, как правило, ведется от лица Арчи Гудвина, молодого помощника маститого детектива Ниро Вульфа.
Сюжет развивается быстро, я бы даже сказал, очень быстро. Упускаются многие несущественные детали вроде дублирующих опросов свидетелей, линии непосредственно полицейского расследования, внутренние монологи и рассуждения персонажей (кроме самого рассказчика, разумеется).
В общем и целом, это такой вполне себе легкий роман с довольно прозрачной интригой. Как раз из тех, где читатель может совершенно спокойно догадаться, кто убийца, не слишком утруждая свой ум.
Кстати, из всего, что я пока прочел у Стаута, "Смерть потаскушки" самая простенькая история.

Secundo, отдельно о Ниро Вульфе.
Вообще я давно заметил определенную закономерность - мне не попадался ни один "нормальный" мастер расследований. Странности есть у каждого.
В данном случае Стаут наделил своего героя весьма себе приличным весом, страстью к выращиванию орхидей и к пиву, склонностью к гурманству и определенному, очень четкому распорядку дня, малоподвижностью и нелюбовью к женщинам.
Вульф поначалу производит впечатление не слишком приятного человека. Чего только стоит выражение Арчи о голосе своего шефа - "родной рык". Но это действительно мастер, раскрывающий преступления не выходя из дома.
Из персонажей, постоянно присутствующих в романах, стоит еще упомянуть непосредственно о повествователе - Арчи Гудвине.
Он тоже детектив, но совмещающий обязанности секретаря, помощника и "мальчика на побегушках". Совершенно обычный тридцатитрехлетний денди, любитель барышень, танцев и молока.

Tertio, манера повествования Стаута - одна из самых легких, что я встречал у "детективщиков" вообще. История в двести страниц читается
буквально за два-три часа, если не спешить. Глаз "не цепляется" за длинные, закрученные фразы, потому что их просто нет. Масса диалогов, минимум описаний внешности и обстановки, хотя наименованиям блюд, которыми балует себя Ниро, автор уделяет особенное внимание. Насколько я знаю, он даже выпустил кулинарную книгу любимых рецептов своего персонажа.
Вообще атмосфера в книгах очень и очень приятная.

P.S. Серию романов не раз экранизировали, в том числе и при жизни автора, которому, кстати, не понравились актеры, выбранные на главные роли.
Но на мой взгляд, самый лучший вариант - это американский сериал "Тайны Ниро Вульфа" (2001-2002 год), сюжетные линии серий там очень близки к текстам книг, а актерский состав очень удачен.

@музыка: "Сплин" - "Рай в шалаше"

@настроение: Пиво светлое "Krusovice"

@темы: книги