Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Комментарии отключены.
vk.com/ssilence82 - на случай неконтролируемого желания переброситься с автором парой слов.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:51 

"Мимолетное виденье и гений чистой красоты, или почему профессор Снейп полюбил лорда Малфоя".


Сразу же хотелось бы заметить, что автор - слэшер с весьма приличным стажем, мужская любовь его не пугает, а пейринг СевЛюц для него родной, поэтому не стоит удивляться определенному субъективизму в изложенном материале.

1. "Знакомство с виденьем"
Стоит вспомнить, что Снейп появляется в Хогвартсе в последний год учебы Люциуса.
На тот момент лорд Малфой уже староста факультета, член "Клуба Слизней" и вообще популярнейшая личность, наследник богатого, аристократического рода, перед которым открываются великолепные перспективы по окончании Школы.
По поводу внешнего вида Люциуса сказать что-либо трудно, но будем ориентироваться все-таки на то, что в юности он был значительно симпатичнее, чем Роулинг описывает нам его в возрасте за сорок.
В противовес всему этому Северус далеко еще не профессор и не Мастер Зелий, а сопливый первокурсник отталкивающего вида, с головой, набитой кучей комплексов. Впрочем, в какой-то мере все это компенсируется острым умом и тягой знаниям. Но все это качества внутренние, выявляющиеся со временем и при близком контакте, до которого еще надо дойти.
Итак, зашоренный до последней степени и далекий от совершенства Снейп распределяется в Слизерин, под крыло блестящего старосты факультета.
Первое рукопожатие, первое дружеское (ну, по крайней мере, Снейпу так кажется) похлопывание по плечу, и он уже немного оттаивает. Не совсем, разумеется, но, во всяком случае, личность Люциуса становится для него предметом определенного интереса. Конечно, не сексуального, спаси Мерлин. Вероятно, Малфой становится для будущего профессора кем-то вроде образца для подражания.
Не будем забывать, что на тот момент Северусу всего одиннадцать, а Люциусу уже семнадцать.
Не будем забывать, что Северус хотя и очень осторожен, но не больно-то хорошо, в принципе, разбирается в людях, а уж в столь юном возрасте тем более.
Поэтому то, что в Малфое может быть привлекательным и достойным восхищения, а от чего лучше держаться подальше, Северус понимает не сразу. Во всяком случае, точно не в первый год учебы в Хогвартсе.
Так или иначе, знакомство состоялось. Для одного оно привнесло в жизнь своего рода эталон, вызывающий восхищение, для второго стало обычным выполнением обязанностей старосты и, возможно, актом вежливости.

2. "Кто я тебе?"
Для Люциуса седьмой курс - последний, для Снейпа - первый. Заняты, конечно, оба и по уши, но каждый своими делами. Северус пытается адаптироваться в Хогвартсе, Люциус пытается определиться, что будет делать после Хогвартса.
Не лишним будет вспомнить, что Первая магическая война началась в 1970, Волдеморт активничал вовсю, Люциусу на тот момент было 16, так что идеи Лорда были для него не новы. И рискну заметить, что он их разделял не просто так. "Упивающийся" - для некоторых должность наследственная.
По итогу, Снейп воюет с Мародерами, Люциус - собирает кружок "доверенных" лиц, с которым потом примкнет под крылышко Лорда. Интересы в корне разные, точек соприкосновения ноль целых ноль десятых, какая может быть любовь?
Могу предположить, что Снейп и Малфой сталкивались в моменты, когда первого учили жизни Мародеры, а второй, выполняя свои обязанности факультетского старосты, последствия этой учебы разруливал.
Большинство фанатов полагает, что Малфой держал Северуса под своеобразным негласным покровительством, защищая от нападок Поттера и компании. Особо ярые приверженцы этой версии считают, что Люц чуть ли не запазухой Северуса носил, лишь бы мерзкие хулиганы его не тронули.
Оно, конечно, перебор, но то, что Снейп стал для Малфоя "тем парнем, которого вечно чморят Поттер и дружки" - это факт. Не думаю, что Люциусу было особенно жалко Сева. В Слизерине жалость не в почете, но и бросать своих не принято. Тем более на растерзание "львам".
Чувствовал ли Люциус Малфой что-то по отношению к Снейпу весь год и по окончании оного? Разумеется. Но отнюдь не любовь.
Чувствовал ли Северус Снейп что-то по отношению к Малфою весь год и окончании оного? Разумеется. Но отнюдь не любовь.
"Умный, но затюканный мальчишка" vs "Крутой парень, хотя и павлин".

3. "Конфетно-букетный период"
После окончания Хогвартса один из парочки с удовольствием отправляется в свободное плавание, в то время как второму протирать штаны за партой еще шесть лет.
Люциус целиком и полностью погружается в разнообразную деятельность, в избытке поставляемую господином Реддлом, и остается с ним до самогого его исчезновения, то есть до 1981 года. Срок приличный, лет десять, кажется.
За это время Снейп успевает закончить Хогвартс, хотя без "объекта страсти нежной" и его защиты все это время приходилось туго. Но что нас не убивает, то...
И вот теперь главный момент!
В 1977-78 году Снейп (тогда еще далеко не профессор) вступает в стройные ряды партии господина Реддла, правой рукой которого является не кто иной, как лорд Малфой.
Надо полагать, что Снейп этому совершенно не удивлен, потому что помнит он, как оный лорд в последний хогвартсовский год собирал вокруг себя избранный круг, и, скорее всего, до чутких ушей юного слизеринца доходили обрывки разговоров, слухи и прочие прелести, из которых он мало-помалу связал единую картину. Догадки его подтверждаются - вся малфоевская компания тут как тут, при господине Реддле, и более того - все они - ядро партии.
Опустим тонкости и подробности попадания Северуса к Темному Лорду, потому что, насколько мне известно, официальной или какой-то более-менее единой версии на этот счет не существует.
Конечно, в угоду своему слэшерскому желанию свести персонажей, я могу настоять на том, что Люциус сам притащил Снейпа и познакомил со всеми. И, к слову говоря, я многих приверженцев подобной версии знавал и среди тех, кто персонажей вовсе не видит парой.
Можно предположить, что лорд Малфой свой негласный надзор над Северусом не снял и после Хогвартса, вполне вероятно, через каких-то общих знакомых-слизеринцев интересовался, порой, как там дела у того забитого Мародерами мальчонки? Не добили еще?
Смею уверить, что Люциус отлично видит человеческий потенциал, в людях разбирается прекрасно, а в выгодных для себя обстоятельствах и знакомствах и того лучше, так что версию с "негласным надзором" я бы все-таки со счетов сбрасывать не стал.
Так или иначе, Снейп попал к Упивающимся, пришелся там ко двору довольно быстро, уверен, что не без помощи Люциуса. Тот, конечно, убедил Лорда, что без такого зельевара и знатока Темных искусств, как Снейп, вся партия просто не продержится и дня.
Северус стал еще ближе к объекту своей страсти.
И кстати, что там со страстью-то?!
Собственно говоря, ничего особенного.
Алхимик, конечно, изменил свое отношение к Люциусу, но вряд ли кардинально. Семь лет разницы между ними на тот момент - совсем другое дело, чем в Хогвартсе.
Люциус уже не кажется Снейпу идеалом, достойным подражания.
Высокомерие, самодовольство и определенная "павлинистость" становятся для профессора поводом отпустить подколку-другую в сторону сиятельного аристократа. Да и нынче Северус далеко не так несведущ в магии, как был на первом курсе. Так что, лорду Малфою и тут особенно кичиться нечем, знания относительно равны. (Хотя я уверен, что Люциус никогда не сомневался в интеллектуальных способностях профессора, и глупее себя его не считал, равно как и себя - глупее него).
Тогда откуда ж взяться любви?
Все очень просто.
Для Снейпа в Малфое открылись совершенно новые качества, те, с которыми он не мог познакомиться раньше в силу нечастого совместного времяпрепровождения.
Предположим, что за три года (то есть, до 1981-судьбоносного) у Северуса и Люциуса было немало возможностей провести досуг и будни вместе, постепенно узнавая друг в друге новое и понимая, что вот рядом тот человек, который идеально тебя дополняет.
Дабы не скатиться в розовую романтику, я оставлю в стороне аспект сексуальной привлекательности персонажей друг для друга, упомянув только, что они оба - люди, на тот момент взрослые (а кое-кто даже семейный и с дитём), так что про "пестики и пестики" им явно все было известно.
Стоит подробнее затронуть те самые удивительные качества, которые и спровоцировали любовь.
Поскольку заметка называется "Почему _Снейп_ полюбил Люциуса", то вопрос о качествах рассмотрю несколько односторонне.
Обычно нас привлекают люди, либо до одури похожие на нас, либо те, кто обладает качествами, идеально дополняющими наши собственные и прикрывающими наши слабые места (привет соционике и прикрытию болевых).
Профессор, конечно, не стал исключением.
Малфоевская уверенность в собственных силах и возможностях. Гибкость суждений, позиций, в некоторых моментах и принципов, умение хорошо устроиться и подстроиться в самой, казалось бы, безнадежной ситуации. А главное - отстутствие мучительной рефлексии и постоянно подпитываемого чувства вины за все на свете, и отсутствие самой такой возможности привить эту вину. Плюсом - умение разбираться в людях, видеть их потенциал, видеть возможные (а главное, правильные) модели их поведения, другими словами, свободное плавание в этических вопросах.
Вот только некоторые из качеств, которые Северуса в Люциусе привлекли.
Полагаю, что были и другие, но именно все вышеперечисленное у самого профессора в характере опущено ниже нуля.
Другой бы, вероятно, просто позавидовал этому набору и общаться с таким человеком, как Малфой, не стал. Но не забудем о том, что интерес все-таки взаимен. И Люциус видит у профессора как раз то, что ему необходимо. (Но про это не здесь, ибо вопрос в заголовке однозначен).
Алхимик и аристократ очень удачно дополняют друг друга.
И, разумеется, как люди, имеющие возможность частого контакта и, как следствие, возможность реализации всех своих "дополняющих" качеств, привязываются друг другу все сильнее.

4. "Чем сердце успокоится"
После падения Лорда, в 1981 году, когда Люциусу удается выкрутиться, да и профессор оказывается надежно прикрыт Хогварстскими стенами, общение вряд ли теряет свою интенсивность. Все-таки прошли вместе немало, да и знают друг друга вполне себе прилично.
Могу предположить, что Северус иногда бывает в Малфой-мэноре, ведет светские и не очень беседы с хозяином имения за бокалом коньяка. Постепенно привязанность перерастает у слизеринского декана в любовь к Малфою в той ее мере и степени, в которой исковерканная душа Снейпа вообще способна ее испытывать.
И полагаю, что это взаимно)

@темы: @ Слеш, @Люциус Малфой, @Поттериана, @Северус Снейп

14:04 

Терри Пратчетт "Незримые академики"

Эта книга пролежала у меня почти полгода с того момента, как я ее купил.
После разочарования в "Воре времени" я решил, что мне стоит отдохнуть от бесконечного поглощения книг сэра Пратчетта, и "Незримые академики" отправились в начало ноябрьского списка.
Но время, как известно, быстротечно.

Что ж, впечатление от книги лучше всего иллюстрирует недавний разговор с одним из моих друзей.
Он пожаловался мне на то, что разочарован в новом альбоме своей любимой группы. Разочарован во всем и, проще говоря, "они скатились, и ничего не остается, кроме как слушать старое".
Из глубочайшего уважения к покойному классику английского фэнтази не стану употреблять глагол "скатился", но эмоции после чтения "Незримых академиков" именно такие, как у моего разочаровавшегося в любимой группе друга - всё не то и всё не так.
Остроумие дается явно через силу; того яркого юмора, что был в прежних историях, практически нет; действие движется с катастрофически медленной скоростью; персонажи (кроме, пожалуй, Наверна Чудакулли и Витинари) не вызывают особенной симпатии и кажутся плоскими, как бы забавно это ни звучало для героев этой серии романов.
Итог: остается впечатление, что прочел фэнтази, написанное Лоренсом Стерном, а не Терри Пратчеттом.

***
Здесь все было таким дорогим, что даже цену не называли. Можешь не сомневаться, что вещь стоит дорого, если тебе не называют цену. Если полистать каталог еще немного, зарплата утечет через зрачки.

***
Только те, кто достоин наивысшего доверия, осмеливаются выглядеть так, как будто им совсем нельзя доверять.

***
– Спасибо, я заметил сарказм. Как волшебник должен сказать, что слова имеют силу.
– Как политик должен сказать, что я в курсе.

***
Очень скоро Трев наморщил лоб.
– А что такое «златой»?
– Это значит «золотой», сэр. Например, «власы ее златые».
– Типа, чтоб в строчку больше влезло? – уточнил Трев.

***
- Пенсия, боги мои!.. Когда это волшебники уходили на пенсию?!
- Ну, доктор Парик... - начал Думминг, уже не в силах остановиться.
- Он оставил университет, чтобы жениться! - оборвал Чудакулли. - Это не то же самое, что выйти на пенсию. Это скорее то же самое, что умереть!

@темы: @ Книги

14:05 

Вера Камша "Отблески Этерны. Красное на красном"

Конечно, Алва местами махровый Марти, но привлекает он только при первом чтении.
Восемьдесят процентов людей, которых я знал и которые читали "Этерну", поначалу восхищались исключительно Алвой.
Те из них, кто книги все-таки перечитал, отодвинув демонически-привлекательный образ Первого Маршала на второй план, заинтересовались другими персонажами.
В частности, Робером Эпине.
Признаться, именно это я и считаю "настоящим" прочтением, и печально осознавать, что кроме Рокэ народ и вспомнить-то никого толком не может. Хотя в привлекательности ему не откажешь.

- Я смею все, юноша. И буду сметь. Мне не нужно ничьей милости - ни от Создателя, ни от людей, если предположить, что люди на нее способны. И от меня милости не ждите.
- Я... и не жду, - возмутился Дикон.
- Правильно, вы ее лопаете нежданной.

***
Честь должна стоить дорого, иначе ее никто не купит.

***
Есть люди, чьи дары нужно принимать с поклоном и немедля жертвовать на храм или отсылать врагам...

***
Мы, мерзавцы, иногда бываем сентиментальными, а иногда - весёлыми. Люди благородные всегда до отвращения серьёзны.

***
- Курт, я признаю свою ошибку. Нужно было взять с собой не Ричарда, а Понси. Он бы встал у дерева, посмотрел на Адгемара, тот бы устыдился, покаялся, и война закончилась.

@темы: @ Книги

14:09 

Автор поста, к которому написан этот грубо расчлененный мной комментарий из "Откровений Типичного Жукова" в ВК, попросил высказываться только СЛЭ и ИЭИ.
Так что, выскажусь у себя.

"Если смотреть на ситуацию с соционической точки зрения, то у ТИМа, осуществляющего тотальный контроль в силу болевой этики и базовой черной сенсорики, 24 часа в сутки и иначе он не может жить, потому, что очень быстро схватит инфаркт от нервного перенапряжения или глобальный разрыв пукана, просто не может быть другого дуала."
/Не только базовой, но и творческой ЧС. Не контролируешь партнера - получаешь нехилые такие психи./

"Его дуал просто обязан нуждаться в контроле и иначе быть не может. Т.е. внешне, под воздействием воспитания или чего-то еще он может говорить тебе о страсти свободы и прочее, но подсознательно он будет хотеть быть под контролем.. будет мечтать о том, что бы его покорили, победили и в башню под ключ посадили."
/Это всем тем виктимам, которые любят типировать себя в свободолюбивых инфантилов./

"Но просто так он не сдастся.. он не желает продаваться дешево и будет набивать себе цену.. и тут надо помнить, что он творческий ЧЭ и фоновый БЭ! 4 мерн. Он может управлять силой своего чувства и мять его, как пластилин, а ты нет.. у тебя есть только логика, с помощью которой, ты можешь немного заткнуть глотку своим чувствам. Поэтому у него огромное преимущество в этическом плане."
/Просто как боженька сказал. Так и есть. Самое интересное, что иногда ты видишь, что человек себе набивает цену совершенно напрасно. И тогда понимаешь, что "завоевывать" такое нафиг надо. Усилия не будут стоить результата./

"Как только он тебя зацепил, он начинает играть с дистанцией - приближает, отдаляет, лезет под крылышко, убегает. Пробует тебя на прочность - а что если я попробую свинтить? будет ли он меня держать? А что если я начну ревновать и попытаюсь контролировать? Т.е. чел осознанно или нет выявляет свою ценность для тебя, меру воздействия и предел поводка."
/Главное, чтобы человек понимал, на каком этапе отношений начинать "мерить длину поводка". Некоторые пытаются делать это слишком рано, не успев основательно зацепить, но уже желая, чтобы их завоевывали./

"Он постоянно будет тестить тебя на силу, на авторитет - и для него это решающе, осознает он или нет. Мозгами он может сколько угодно желать свободы и прочей мути, но если будет чувствовать, что ты сильнее, что ты дашь ему опору, защиту, повысишь его авторитет, укрепишь социальное положение, да еще и будешь держать в приятном тонусе - он никуда не денется."
/В подобных вещах часто скрывается минус. Мы тоже люди и на какой-то момент хотим отдохнуть от бесконечных "доказываний крутости". Не каждый партнер такое поймет и переждет такой момент./

"Все книжки и развивающая литература кричит тебе - покорись, отдайся чувствам, доверяй своему партнеру и будет тебе счастье.. но в бетанских отношениях дуального типа, тебе будет несчастье от этого))"
/Прочувствовано на собственной шкуре. Чем больше "пытаешься доверять" (а мы именно _пытаемся_), чем больше пытаешься логикой забить собственные сомнения, тем хуже всё. Причем это касается не только _дуальных_ отношений для бетанского агрессора./

"Мы привыкли искать гармонии, покоя и т.п. но получаем вечный бой )) Ну вот оно так и есть.. если хочешь покоя, может они и ни к чему, эти бетанские дуальные отношения ) А если хочешь принцессу в башне, которую надо каждый день завоевывать и доказывать, что ты супермегакрутой - пжалста, такие отношения то, что надо ))"
/Самое интересное, что вот такой "вечный бой" у бетанского агрессора будет в любых интертипных отношениях с романтическим уклоном. Себя все равно не переделаешь полностью никогда./
***
И еще - гарцевать вокруг башни с Рапунцель, конечно, круто, но иногда и хочется, чтобы она высовывала оттуда хотя бы половину косы, показывая, что слышит стук копыт.
Без этого "поощрения" гарцевать надоедает очень быстро. Вероятно, именно тут и отличие Жукова и Горького.
Первый будет, скорее всего, скакать до победного или разнесет башню нахер.
Второй на какой-то момент гарцевания начнет оценивать - а так ли оно надо? Есть другие башни с Рапунцелями. Конечно, нет гарантии, что тамошние лучше, но преимуществ этой тоже пока не видать.
Хотя лично слышал от друга-Жукова, что и им надоедает прыгать вокруг "глухой принцессы".

P.S. Иногда складывается ощущение, что в отношениях ты имеешь дело с детьми с кризисом трехлетнего возраста. Когда папу и маму это мелкое чудовище начинает испытывать на прочность истериками, валянием по полу в общественных местах и прочих "слезах на публику".
Ты вырабатываешь линию поведения и держишь ее до победного, тем самым показывая "длину поводка".
Но порой "детишки" перебирают с тестовым режимом, пытаются сделать из твоего терпения бесконечно растягивающуюся резиновую ленту, несмотря на все твои предупреждения и натягивания "поводка".
Вот тогда ты взрываешься во всю мощь своей творческой ЧС и сваливаешь подальше. И не возвращаешься уже никогда.

@темы: @ Соционика

09:57 

"Тринадцатая сказка" Сеттерфилд

Добрался я и до "Тринадцатой сказки" Дианы Сеттерфилд.
Уж очень хотелось выяснить, с чего ж такие дифирамбы поются ей чуть ли не всеми мало-мальски толковыми книжными сайтами.
Мол, гениальность автора зашкаливает! Сестры Бронте, Джейн Остин и Элизабет Гаскелл нервно курят в стороне!

Поскольку английскую классику я люблю куда нежнее и трепетнее, чем любую другую, то определенной доли предвзятости мне избежать не удалось.

Автор изо всех сил старался смешать коктейль из клише английских классических "дамских" романов.
Ингредиенты: размеренный уклад английской провинции, старые дома, под завязку наполненные привидениями, "страшные" тайны, «детективная линия», "готическая" романтика и даже что-то похожее на любовь, но с садомазохистским подтекстом.
И этого всего слишком много. Слишком.

Попытки выдавить из себя те фразы и речевые обороты, которые позволят стилизовать историю под произведения английских романисток начала 19 века, выглядят несколько нелепо, но, видимо, автор полагал их оправданными в рамках подобного сюжета.
Книга читается довольно легко, но не «запоем».

В общем и целом «Тринадцатая сказка» является более-менее однородным месивом из «Нортенгерского аббатства», «Грозового перевала», «Джейн Эйр» и еще пары-тройки романов подобного типа, слегка разбавленным Конан-Дойлом.
Книга для путешествий, если угодно. Книга для того, чтобы скоротать время. Книга на один раз.

P.S. Не нашел в ней ничего такого особенного, за что стоило бы называть ее "одной из лучших книг десятилетия" и "мировым бестселлером", но свои 180 рублей она, в принципе, стоит.

@темы: книги

11:00 

Такая точка зрения, конечно, тоже имеет право на существование, но, на мой взгляд, весьма спорна.

Если "принцип двойников" в связке Поттер-Волдеморт определен самой Роулинг, то тот же принцип в отношении Поттер + другие персонажи притянут за уши автором нижеприведенной статьи.

P.S. Филолог, который несчастного профессора именует _Снеггом_, по-моему, достоин публичной порки.

LiveLib — социальная сеть читателей книг

ПостНаука: Добро и зло в «Гарри Поттере»

o-o.jpeg Филолог Мария Штейнман о системе отражений, жертвенности и двойниках Гарри Поттера

Когда мы говорим о добре и зле в «Гарри Поттере» , мы должны очень четко представлять себе, что Роулинг не писала поучение, проповедь, дидактику и так далее. Это книга, которая развивалась по своим законам и в той ситуации, в которой Роулинг ее писала. И естественно, как и художественный текст, проблематика книги тоже имеет несколько очень любопытных и важных уровней.

И самый первый — это вопрос о жертвенности и спасении. Когда Роулинг работала над сюжетом «Гарри Поттера», она пережила потерю матери. На нее это повлияло колоссально, и мы понимаем, что Гарри во многом транслирует те чувства, которые пережила автор книги. Это первый момент. А второй момент — Роулинг, конечно, следует за классической идеей мифа о покровительстве ушедшей матери. Это есть и в русских сказках — кстати, та же самая «Крошечка-хаврошечка», — и в сказках братьев Гримм, буквально тот же самый сюжет.

У Роулинг эта тема трансформируется, тема посмертного благословения переходит в идею защиты. Как мы помним, Гарри защищен вплоть до конца четвертой книги. Он защищен физически от Волан-де-Морта. И, более того, до тех пор, пока он находится в доме, делит кров с родственниками матери, он тоже неуязвим. Вокруг дома Дурслей тоже развивается достаточно много забавных сюжетов. Гарри, как мы помним, недоумевает, почему он обязан возвращаться в этот дом каждое лето, и только потом выясняется, что это залог его безопасности.

Второй момент — это фигура, конечно, Снегга, одна из самых загадочных и дуалистических. Снегг — это, собственно, первый волшебник, с которым знакомится Лили, и, с другой стороны, это такой одновременно друг-враг, антагонист-протагонист по отношению к Гарри. Существует огромное количество версий — философских, религиозных, эзотерических, юнгианских, которые объясняют поведение Снегга. Конечно, во многом это юнгианская фигура, фигура такой тени, которая преследует Гарри. С другой стороны, это двойник Гарри. Также у Гарри есть еще один двойник, и это сам Волан-де-Морт. Получается очень загадочная ситуация: они все похожи — либо рано остались без матери, как Гарри и Волан-де-Морт, либо мать была подавляема, как в ситуации у маленького Снегга. Также они все полукровки, не волшебники на сто процентов (кстати, идея того, что Гарри — полукровка, конечно, не касается его напрямую, потому что формально у него оба родителя волшебники, но его мама неволшебного происхождения).

Все в целом рождает очень сложную структуру отражений: у нас есть Гарри, отражение его — Снегг, отражение его — Волан-де-Морт. Снегг — это до какой-то степени «ангел», но все-таки хранитель, потому что он защищает Гарри, как мы это потом выясняем. И помножьте на абсолютно фрейдистский мотив проекции отцовства на Гарри, потому что Снегг все время видит в Гарри своего вечного соперника Джеймса — счастливого соперника Джеймса, который женится в результате на Лили, а Снегг остается ни с чем, но продолжает ее любить.

Параллельно давайте посмотрим на идею защиты со стороны отца через абсолютно мифологического оленя, через принимающего облик оленя патронуса Гарри. Этот патронус и есть проекция Джеймса. Он же анимаг, оборотень по сути, только такой оборотень по своему желанию, и он трансформируется именно в оленя. А параллельно мы вспомним, что патронус Снегга — это лань, а лань — это патронус Лили. Иначе говоря, это не просто бесконечная система отражений, а система смыслов. Именно поэтому, наверное, Роулинг удается избежать плоской дидактичности в своей книге. Смыслы очень сложно уложить в прокрустово ложе притчи или даже аллегории — они существенно шире.

Следующий вопрос — это, собственно, вопрос о добре и зле. Гарри, как мы понимаем, объединяет в себе и добро, и зло по той самой причине, что, с одной стороны, Гарри защищен материнским благословением, Гарри абсолютно позитивный образ, но, как мы помним, он же носитель, он же крестраж для самого Волан-де-Морта. Как с этим быть? Если первоначально Гарри точно знает, на какой он стороне — света или тьмы, добра или зла, — затем все меняется. Кстати, психологически это оправдано. Когда он проходит этапы подросткового протеста и так далее, мы обнаруживаем, что он внезапно видит в себе все больше и больше негативных проявлений. Очень любопытно, что фильм решает эту проблему слишком плоско. Есть злобное влияние Волан-де-Морта, актер нервно дергает шеей или головой, как-то конвульсивно, и всем все понятно: это влияние злобного Волан-де-Морта.

В книге все сложнее. Гарри сам не понимает очень многих своих поступков. Он не понимает, почему он поступает так или иначе. Гарри может вести себя достаточно жестко без всякого указания со стороны Волан-де-Морта. Это, собственно, поведение в шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка», когда Гарри чуть не убивает Малфоя. Да, он бывает жестоким без всякого Волан-де-Морта. Это просто этапы развития личности.

И самое главное, что Роулинг очень четко, устами Дамблдора дает нам ключ к пониманию и образа Гарри Поттера, и всей ее книги. В одной из ситуаций Дамблдор объясняет Гарри: «Вопрос не в том, какие в тебе начала, — вопрос в том, какое начало ты выбираешь, какой выбор ты сделаешь». И это важная идея свободы воли. Предопределения нет. Мир волшебников, вселенная Роулинг действительно колеблется на определенных весах. Это момент в самой первой книге, когда Гарри решает, на какой факультет он пойдет, потому что по сути это и есть его решение, он выбирает определенную сторону. И он прекрасно может учиться на Слизерине, потому что он умен, отважен, в нем есть эта скрытая жесткость, если не сказать жестокость. Но параллельно он выбирает дружбу, путь своего отца и своей матери.

И точно так же будет несколько раз повторяться эта идея выбора, когда Гарри совершает определенный поступок, причем не столько физический, сколько моральный. В этом плане самый главный выбор, перед которым стоит Гарри, — это та система дуальности, которую Роулинг подает через образы Даров Смерти и крестражей. Конечно, это традиция даже не столько Клайва Льюиса, сколько Толкиена. Важная проблематика — это вопрос бессмертия. Что человек выбирает? Он выбирает бессмертие тела или бессмертие души? Потому что вся суть идеологии Пожирателей смерти в том, что они выбрали бессмертие тела и к тому же копируют Волан-де-Морта. Он выбрал бессмертие тела, более того, он выбрал, если угодно, вожделение тела. Он привязал себя к материальному миру через расщепление души. Это, кстати, очень глубокий образ, отчасти соотносящийся с концепциями некоторых учителей в иудаизме: после того как Адам совершил грехопадение, его душа была разделена на множество частей. И когда Волан-де-Морт совершает преступление, его душа расщепляется.

И второй момент — это бессмертие не телесное, но духовное. Парадокс в том, что оно тоже дублируется. Те Дары Смерти, которые хочет приобрести Гарри, — это определенное искушение. Как мы помним, Дамблдор этого искушения не выдерживает в своей юности. Это еще один парадоксальный двойник Гарри Поттера, потому что, когда он находится ровно в том же возрасте, в котором находится Гарри в седьмой книге, он поддается искушению собрать все Дары Смерти, абсолютно эзотерические по сути, поскольку они обозначают классический глаз в треугольнике, око Бога.

Дамблдор пытается собрать Дары, для того чтобы избежать физической гибели, — и они ему не даются. Гарри получает эти Дары буквально на блюдечке, потому что они нужны ему не для себя. Они нужны ему для того, чтобы одолеть своего негативного двойника, свою юнгианскую тень, поэтому эти Дары приходят к нему практически сами. Плащ ему отдает Дамблдор, этот плащ пришел к Гарри по наследству, плащ-невидимка. Волшебная палочка — это тот самый артефакт, который одновременно является и Старшей палочкой, и Бузинной палочкой (у Роулинг это очень хорошо обыграно).

И камень — аналог философского камня, тоже отражение. В первой книге философский камень дает бессмертие, в последней книге это камень воскресения. И его тоже просто приносят ему. Вопрос, когда Гарри осознает и соберет их воедино, — это вопрос его внутренней готовности пожертвовать собой ради других. Только в таком случае эти вещи приходят к нему вместе с ответами на эти трудные загадки, которые он должен решить, чтобы собрать все Дары воедино.

Добро и зло присутствуют в книгах о Гарри Поттере, но они никогда не смешиваются. Они как вода и масло: они есть, но это не манихейский дуализм, не идея, что одно перетекает в другое. А это идея их абсолютной разделенности и, самое главное, осознанного выбора со стороны того или иного героя.


@темы: поттериана

10:52 

"Сезон гроз" А. Сапковского

Уверен, что с авторов, бьющих себя пяткой в грудь с криком "никаких более возвращений к прежним персонажам, я уже все про них написал!", а потом выдающих очередную "нетленку" об этих самых персонажах, надо в судебном порядке взыскивать штраф за "ломку системы" у читателя. (шутка!)

Я со спокойной совестью "похоронил" мир Ведьмака и присных его после "Владычицы озера", потому что пан Сапковский клятвенно заверил, что, мол, все, финита, кина не будет.

И тут, на профессиональном семинаре писателей в 2010, он выдает - погорячился я, ребята, идеи есть, Ведьмаку быть.
К 2013 идеи оформились в "Сезон гроз".

Масса хвалебных рецензий на Лайвлибе меня лично насторожила.
Я таким же образом "прокололся" на "Тринадцатой сказке" Сеттерфилд и решил, что второй раз "поймать" себя не дам. Поэтому "Сезон" читал с особым пристрастием и сквозь скептический прищур.

+ Натуралистичность, присущая прозе Сапковского, имеет место быть.
+ Геральт по-прежнему герой и даже местами Марти-Стью в хорошем смысле слова.
+ Новые чудовища имеются. Старые тоже.

- Некоторая "разбросанность" сюжета. Тебя периодически заносит на какие-то "боковые тропинки", не имеющие к "главной дороге" практически никакого отношения.
- Слишком много навешано "ружей", которые должны стрелять. Некоторые стреляют. Некоторые нет.
Проспойлерю по-крупному, если выскажусь прямо, но необходимость одного из сюжетных ходов я не понял совершенно.
- На мой взгляд, это один из самых унылых романов. Именно унылых в самом прямом смысле этого слова.

Вывод: в целом, положительные рецензии правдивы, но назвать эту книгу лучшей из цикла не поворачивается ни язык, ни пальцы.

@темы: книги

20:36 

Умберто Эко "Маятник Фуко"

Впервые я столкнулся с книгами Умберто Эко в "Читай-городе". До тех пор я слышал только об "Имени розы" и полагал, что стоит прочесть непременно.
Ну... Как получится найти.

В компании с ним прихватил "Маятник Фуко" и "Остров накануне".

"Имя розы" я прочел, находясь в Венгрии.
Ее средневековым сооружениям (Рыбацкий бастион и совершенно замечательный Вишеград) с успехом удалось окунуть меня в атмосферу романа. И я лишний раз убедился, что умею подбирать себе книги для путешествий.

"Маятник Фуко" ждал своего часа несколько лет.
Эко, на мой взгляд, вообще не из тех авторов, которых можно читать постоянно. Он требует перерывов, порой, весьма значительных.
Прочесть эту историю меня подвигли две вещи: рецензии на Лайвлибе и то, что книга буквально "торчала" перед моим носом в первом ряду моих книжных полок.

Признаюсь честно, если осилить первые 50 страниц, то дальше все пойдет как по маслу.
А осилить их довольно легко, если когда-нибудь в своей жизни интересовался тем, что связано с каббалой, алхимией и тамплиерами.
Последними я "болею" уже восемь лет, собирая и читая всяческую литературу.
Но, прочитав "Маятник", не смог не восхититься стилем изложения истории этого ордена.
Наверное потому, что сам излагаю ее практически также.

Это история о Большом Плане.
О том, как он создается, о том, насколько серьезно к нему относятся, о том, насколько им живут.
И еще, это история о тех "дураках", которые искренне любят мистификации и пытаются "вытащить" их в жизнь.

P.S. Читать стоит обязательно, хотя бы потому что Эко умеет излагать "тяжелые" исторические темы легко.
И к этой книге еще имеется и отдельно изданный словарь)

@темы: книги

20:41 

Отфрид Пройслер "Крабат или легенды старой мельницы"

Я бы никогда не наткнулся на эту книгу, если бы не услышал "Легенду Черной мельницы" от "Канцлера".
Разумеется, как всегда, я начал "копать".
Рыться долго не пришлось и на историю Пройслера я вышел быстро.

Очень красивая мрачная сказка в лучших традициях старой немецкой готики, хотя и написана в 1971.

Время действия - 17 век, судя по упоминающимся историческим личностям. Персонажи - чернокнижник, его 12 подмастерий, добрый волшебник (для контраста), "завуалированная" Смерть и, конечно, прекрасные девушки. Куда без них.
Много черной магии, много попыток антагонизации ее с так называемой "магией сердца" (очевидно, речь идет о любви). И совершенно замечательная стилизация под братьев Гримм и Гофмана.

P.S. Довольно "жутенькая" история, но весьма захватывающая и любопытная. Самое подходящее чтение для летних ночей под бокал чего-нибудь темного.

@темы: книги

18:52 

Ирвин Шоу "Богач. Бедняк", "Нищий. Вор".

Когда мне было, кажется, 23 года, я наткнулся на каком-то из местных каналов на прибалтийско-советский четырехсерийный фильм.
Вроде бы это была первая серия, причем не с начала. Однако что-то все-таки привлекло меня.
Может быть, то, как наши (или почти наши) играли западных героев. А может быть, попытки советских киношников подбить антураж под Америку 40-60 годов.
Так или иначе, фильм мне понравился.
История семьи, взлеты, падения, радости, горести, изменения судьбы и жизненных линий каждого персонажа. Я люблю такие вещи.
Семейные хроники - одно из того, к чему я питаю слабость.
Фильм мне понравился, несмотря на то, что к начальным титрам я не успевал никогда и не мог понять, по оригинальному ли сценарию снята картина или нет.
Но! К просмотру четвертой серии я устроился перед ящиком за 20 минут до начала. И увидел то, что хотел.
Надо ли говорить, что прошло не более двух дней, когда я нашел книгу, по которой был снят фильм. Проглотил ее залпом.
Захотел продолжение.
И, спустя месяц, нашел и его.
А кроме этих двух историй еще массу книг авторства того же писателя.
Я собрал и перечитал все, что он написал.
С тех пор этот автор и его книги - одни из самых моих любимых.
И когда мне хочется окунуться в психологический омут чужих переживаний, я всегда открываю только их.

@темы: книги

18:52 

Ноэль Калеф "Лифт на эшафот"

Primo, все-таки это не детектив. Вернее, детективная составляющая здесь откровенно слабая, чтобы не сказать никакая. Все убийцы известны сразу, расследования отодвинуты на десятый план, над логикой поступков персонажей хочется рыдать.

Secundo, это социально-психологическая драма с очень неплохо прописанным в конце ощущением "выхода нет" у одного из главных персонажей. В полной мере ощутил его переживания. Так запутать, запугать, шокировать и просто поплясать на психике человека - это надо постараться.
Впрочем, Жюльен сам еще тот специалист по накручиванию самого себя до состояния психического, простите, "пиздеца".
Мотив "запертых дверей", на самом деле, весьма прозрачен.

Tertio, Фред и Тереза - лучшая из всех пар, описанных в романе. Бестолковость и самоуверенность юности, изумительная по глубине безответственность и местами откровенно гротескный нарциссизм у Фреда. Плюс - стопроцентная уверенность в том, что деньги решают все проблемы, хотя Тереза все-таки предпочла для них обоих иной выход. Излишне драматизированный, на мой взгляд, но для юности вполне типичный.

Остальные персонажи автору, мягко говоря, удались не слишком. Всячески подчеркивать то, как Жюльен любит свою жену, и при этом изображать ее параноидальной ревнивой истеричкой, к которой опасно приближаться, не то, что любить. Зачем? В чем логика?
К слову сказать, у автора, в принципе, с логикой совсем беда. Видимо, поэтому детективная составляющая - полный ноль.

P.S. И да, адвокат Жюльена - потрясающий по своей глупости непрофессионал!
Защитить его клиента смог бы даже я при полном отсутствии у меня юридического образования.

@темы: книги

18:53 

Гастон Леру "Тайна желтой комнаты"

Скажем прямо, ни один автор детективных романов никогда не бывает до конца честен со своими читателями.
Эти "господа сочинители" постоянно подыгрывают своим любимым героям, специалистам по расследованию всего и вся.
И рискни читатель раскрыть всю интригу сам, имея на руках только те сведения и улики, что даются в самом начале романа, то вряд ли ему это удастся.

Primo, определенные "минусы" этого произведения прощаются относительно легко, если учесть, что это все-таки дебют. Понятно, что автор не хотел уступать по таинственности интриги и уму персонажа Конан-Дойлю и По, но, признаться, местами все-таки перестарался.
Однако в начале истории похвалить сам себя все-таки не забыл)) Впрочем, сам себя не похвалишь - никто не похвалит.

Secundo, детектив заявлен как "герметичный", но это не совсем так. Вернее, изначально - да, автор очевидно пытается очертить круг подозреваемых и локализовать место преступления сразу, демонстрируя читателю, что вот, мол, далеко ходить не надо, всё здесь, попробуй догадайся.
Однако чем дальше в лес, тем "всё страньше и страньше, всё чудесатее и чудесатее". В итоге, ты уже вообще перестаешь понимать, как же это все так вывернулось.

Tertio, на самом деле, все объясняется просто.
Автор сначала понемногу, а потом и вовсе от щедрот душевных дарит главному герою (он же - лицо расследующее) все новые и новые улики, чудом сохранившиеся следы, удивительные сведения об остальных персонажах и прочие "милые приятности", которые невероятно облегчают задачу.
Выше уже говорил, что "болезнь читерства" характерна для всех "детективщиков", но некоторые определенно перебарщивают.
Впрочем, опять же вспомним, что это дебют, и не станем судить строго.

Немного о "лице расследующем".
Молодой журналист, не глупый, смышленый. Но, признаться честно, невероятного впечатления не произвел.
Свяжу, пожалуй, с тем, что это первая книга Леру о приключениях Рультабия, мною прочитанная, и, вполне возможно, что с последующими мнение изменится. Но пока так.
К слову, замечу, что и знаменитый Шерлок не произвел на меня исключительного впечатления при первом "знакомстве".

P.S. Слышал как-то, что Агата Кристи, прочитав этот роман, как раз таки вдохновилась на то, чтобы заняться сочинением детективов. Если это действительно так, то она вне всяких сомнений превзошла своего "учителя".

@темы: книги

18:54 

Ц. Минаками "Картинка в волшебном фонаре"

Есть в моем "читательском" лексиконе такое понятие как "шелковая книга".
Когда ее читаешь, кажется, что взгляд скользит по тексту, как по блестящей, гладкой ткани. Зацепиться не за что, но вместе с тем содержание словно вливается в тебя без особых усилий.
Так читаются книги Ирвина Шоу, "Госпожа Бовари" Флобера и некоторые детективы. В том числе и этот.

Primo, с японской литературой я практически на "Вы", если не считать университетских лет и того минимума, что тогда требовался.
С японскими детективами до сей поры не был знаком вовсе, поэтому трудно судить объективно.

Secundo, детектив (в моем понимании) должен быть коротким, ярким, насыщенным событиями и краткими, но содержательными диалогами.
В этом смысле книги Гарднера для меня всегда были образцом.
В "Картинке" есть практически все, но вместе с тем это очень мягкое, неторопливое, по-восточному размеренное повествование.
Персонажи никуда не торопятся, однако все успевают.
Действие по времени достаточно сжато, но нет ощущения "галопа". Какое-то совершенное удивительное авторское умение распределить хронос так, чтобы не разочаровать читателя и не заставить его в самом конце истории "скакать по кочкам".
Интрига, безусловно, присутствует, но она развивается настолько постепенно, последовательно и логично, что некоторые "провисы" автора (не логические!) совершенно не замечаются.
К слову, впервые сталкиваюсь с детективом, где о ходе расследования рассказывают всем, кто попросит, и при этом полицейские совершенно спокойно и прямо-таки на веру принимают любые умозаключения гражданских лиц, возомнивших себя детективами (впрочем, не без оснований).

Tertio, один из немногих детективов, мною прочитанных, где большое количество времени уделяется национальным традициям, быту и психологии героев.
И, стоит заметить, что японские полицейские разительно отличаются от тех же американцев и европейцев. Они значительно менее навязчивые и наглые. Даже если это местами идет в ущерб расследованию.

@темы: книги

13:44 

Почти год отчаянных, безуспешных попыток хоть что-то выжать по "Death note" закончился абсолютным пониманием того, что фэндом в моем сознании изжил себя.

Кель больше не цепляет ни как персонаж для отыгрышей, ни как герой фанфиков, но я рад, что он хотя бы перестал съедать меня, планомерно пытаясь стать моим alter ego. Наконец-то напившись моей "ролевой кровушки" вдоволь, белобрысый пожиратель шоколада почил с миром.

С Мэттом все произошло значительно легче, потому что мы изначально заключили "пакт о ненападении". Я упоминаю его в историях исключительно в качестве героя второго плана, не пытаясь ковыряться своими грязными пальцами в его флегматической тонкой душевной организации. А он за это не заставляет меня, как игрока, без конца шерстить ролевое ВК в поисках того, кто бы воплотил его образ.

Это так странно, на самом деле, понимать, что ты больше ничего не можешь сказать об этих ребятах. То есть вообще ничего.
И это после почти семилетнего симбиоза!
Тут бы, казалось, наоборот, опыт огромный, играй "с листа", пиши хоть целые романы, ведь персонажей знаешь вдоль и поперек.
И в то же время ощущение, что стоишь над искусно препарированными трупами, в которых тебе уже ничто не интересно. Все выверено, рассортировано, разложено по склянкам и убрано в дальние шкафы. Осталась только оболочка, да и та не вызывает желания даже смотреть на ее, не то что прикасаться.

Необходимость поставить точку, выдать какой-то финальный аккорд, чтобы остаться порядочным в собственных глазах, потому что отдал этому фэндому столько лет, не опускала меня до сегодняшнего дня.
Но в том-то и дело, что не выходит этот самый аккорд.
Не получается.
Не хватает сил, чтобы выжать из себя даже "прощайте" на дорожку некогда любимым героям.

Видимо, так им и праздновать свое "вечное" Рождество, навсегда застряв между строчек "РоДжиСтвенских сказок".

@музыка: Sarah Brightman "The war is over now", "Who wants to live forever"

@настроение: Брют "Oreanda"

@темы: ролевое

12:48 

Эрл Гарднер, серия романов о Перри Мейсоне

Свой первый роман из этой серии ("Дело о девушке с календаря") я нарыл, еще будучи весьма юным, в одном из стареньких детективных сборников в букинистическом магазине города.
Черт знает, как меня туда занесло, я обычно редко брожу по таким местам в силу того, что их у нас негусто.
Мелкий шрифт, дешевая бумага и практически рассыпавшийся в руках переплет не добавили минусов к впечатлению о детективе.
К слову, я вообще нечасто обращаю внимание на оформление книги, только если не ставлю целью собрать серию.
В принципе, история понравилась, хотя и показалась довольно запутанной. Но на этом с Эрлом Гарднером и его адвокатом Перри Мейсоном я попрощался лет до тридцати.

Столкнулся вновь опять же случайно в одном из книжных, куда вообще-то пришел за Рексом Стаутом и Агатой Кристи. Мои вечно жадные до книг пальцы вцепились в толстые, прекрасно оформленные тома Гарднера, разумеется, намертво.
Я скупил все. Абсолютно все.
А это, замечу, больше восьмидесяти романов.
Небывалая для меня ситуация, потому что детективы я никогда не беру в таких количествах, ибо, по моему глубокому убеждению, это книги "на один раз". Стоит мне только начать читать какой-то снова, и я сразу вспоминаю, кто убийца, книга закрывается и помещается обратно на полку.

Гарднером и его великолепным Перри Мейсоном я "болел" почти год.
Я читал, перечитывал, покупал книги везде, где только можно было достать.
Я нашел сериал, старый, черно-белый, тот, что снимался в 1957-1966 годах, где роль Мейсона играл Реймонд Берр. Пересмотрел все серии.
Я вцепился в этого персонажа, как ролевик, раскладывая его по частям, препарируя для "игр" и прекрасно понимая, что никогда мне его не сыграть.
Но вот недавно мне удалось-таки частично воплотить его в одном из героев!))
Наконец, дошло до того, что моя завидущая фикрайтерская душонка потребовала - пиши, и я склонен ей поддаться.

Primo, серия детективных романов об адвокате, представляющем клиентов не только в суде, но и самостоятельно расследующем преступления, пусть и с привлечением третьих лиц, ход, конечно, не новый.
В роли "детективов" частенько выступают и журналисты, и дамы в возрасте, живущие в английской провинции и имеющие массу свободного времени, и подростки, и порой совершенно случайные люди.
Но Мейсон, лично для меня, всегда выделялся на этом фоне фантастическим спокойствием, умением аналитически и рационально мыслить в любой ситуации, абсолютной уверенностью в собственных силах и готовностью сделать все в рамках закона для своего клиента.
Плюс, он иногда заставляет меня жалеть о том, что я выбрал все-таки филологический факультет, а не юриспруденцию.

Secundo, строение любого романа из серии, в принципе, одинаково. Клиент - расследование - судебный процесс. Стоит заметить, что сам автор около двадцати лет посвятил адвокатской деятельности, имел собственное агентство и во многом "содрал" персонажа с себя, так что описание судебной стороны в книгах весьма подробное.

Tertio, чего уж там скрывать, своему герою из более чем восьмидесяти дел (по одному на каждый роман) Гарднер позволил проиграть, насколько я помню, только два. И, конечно, как любой автор в этом жанре, он ему порой подыгрывает.
Но я лично не видел ни одного детектива, где бы не было читерства.

P.S. И да, время написания романов соотносится приблизительно с временем их действия - 1930-е - 1970-е.
Понятное дело, что первые истории, несмотря на некоторую "сырость", нравятся мне больше.
Весь вопрос в любви к этому историческому периоду))

@музыка: Buddy Morrow & His Orchestra "Perry Mason Theme", A-ha "Cast in steel"

@настроение: Каберне - Мерло от "Фанагории"

@темы: книги

10:01 

Артуро Перес-Реверте "Фламандская доска"

«Quis necavit equitem?» - вопрос, с которого начинается книга и ответ на который герои будут искать весь роман.

«Королева юга» была первой вещью, которую я прочел у Переса-Реверте.
Тогда я не предполагал, что этот автор пишет еще и детективы в стиле Умберто Эко и Дэна Брауна.

Primo, это действительно хорошая, качественная и весьма интересная история.
Несмотря на определенную неторопливость повествования и большое количество отступлений (бесконечно подробные описания одежды персонажей, еды, алкоголя, обстановки). И да, герои беспрестанно курят, в какой-то момент ловишь себя на ощущении запаха сигаретного дыма.
Несмотря на то, что некоторые моменты книги требуют обращения к поисковикам или собственным умственным «складам» (автор не стесняется сыпать наименованиями картин, именами художников, названиями «школ» и так далее).
Несмотря на то, что все в этой книге, что касается непосредственно «Игры в шахматы» - чистой воды фальсификат с точки зрения реальности. Но, между тем, мистификация великолепна.

Secundo, детектив камерный. Абсолютно. Все персонажи, как фигуры на шахматной доске, представлены практически сразу, описаны очень четко, их роли распределены в соответствии с «игрой» и, разумеется, это сужает круг подозреваемых. Никаких неожиданных «гостей» со стороны не предвидится.

Tertio, книга ассоциируется с тремя словами: картины, зеркала, шахматы. Многоплановость повествования, ощущение «картины в картине», распространяющееся на шесть уровней, зеркальность происходящего в историческом прошлом и реальном настоящем, безусловные ассоциации героев с «лицами», изображенными на «фламандской доске», и с шахматными фигурами, присутствующими на досках настоящей и жизненной – все это присутствует и заставляет читателя рассматривать ситуацию, изложенную в детективе, с самых разных углов.

Quarto, замечу еще, что финал мне категорически не понравился.
Автор в данном случае не задается вопросом "cui prodest?", потому что никакого "prodest" тут, собственно, нет.
Причины, побудившие убийцу к преступлению, оказываются, на мой взгляд, абсолютно бессмысленными и глупыми, а его конец наигранным и совершенно не достойным настоящего "игрока в шахматы". Так партии не заканчивают.

P.S. Я читал эту книгу, установив рядом шахматную доску и проигрывая партию вместе с героями, для чего мне пришлось вспомнить все, что я вообще знаю об этой игре, и весь свой короткий опыт в ней.
Несмотря на то, что в книге имеются шахматные диаграммы и все показано весьма себе наглядно, двигать фигуры самому, в реальности, это совершенно иное удовольствие.

Разумеется, я, как и всегда при чтении такого рода книг, озаботился выяснить «реальность существования» определенных моментов. Результат по ссылке.

sashka-nsk.livejournal.com/43788.html

@музыка: БИ-2 "И корабль плывет"

@настроение: Брют "Oreanda"

@темы: книги

13:32 

Рекс Стаут "Смерть потаскушки"

Первое знакомство с Рексом Стаутом, американским автором детективных романов, состоялось у меня чисто случайно.
В "Читай-городе", на полке рядом с томами Гарднера, оказался еще один увесистый фолиант в том же оформлении. Прихватил я его исключительно потому, что на тот момент в голове проскользнули какие-то смутные воспоминания о старом сериале про Ниро Вульфа, который я видел в начале двухтысячных.
В "кирпиче" оказалось три детектива: "Гамбит", "Роковые деньги" и "Погоня за матерью". Я сейчас уже толком не помню, о чем они были, но
прекрасно помогли мне скоротать время в "Домодедово" в ожидании рейса на Вену.
По возвращении я прикупил еще одно творение Стаута - "Семейное дело". И на этом с Ниро Вульфом я попрощался.
Перри Мейсон победил, как говорится.

Поскольку это лето у меня практически все "детективное", я решил-таки вернуться к Стауту, как к одному из классиков американской литературы этого жанра, и обзавелся историей "Смерть потаскушки". Признаюсь честно, привлекло исключительно название.
В этом же томике есть еще один роман - "Погоня за отцом", но о нем позже, потому что, чувствую, на этом мое увлечение этим автором не
закончится.

Primo, Стаут вообще пишет короткие и весьма динамичные вещи. Повествование, как правило, ведется от лица Арчи Гудвина, молодого помощника маститого детектива Ниро Вульфа.
Сюжет развивается быстро, я бы даже сказал, очень быстро. Упускаются многие несущественные детали вроде дублирующих опросов свидетелей, линии непосредственно полицейского расследования, внутренние монологи и рассуждения персонажей (кроме самого рассказчика, разумеется).
В общем и целом, это такой вполне себе легкий роман с довольно прозрачной интригой. Как раз из тех, где читатель может совершенно спокойно догадаться, кто убийца, не слишком утруждая свой ум.
Кстати, из всего, что я пока прочел у Стаута, "Смерть потаскушки" самая простенькая история.

Secundo, отдельно о Ниро Вульфе.
Вообще я давно заметил определенную закономерность - мне не попадался ни один "нормальный" мастер расследований. Странности есть у каждого.
В данном случае Стаут наделил своего героя весьма себе приличным весом, страстью к выращиванию орхидей и к пиву, склонностью к гурманству и определенному, очень четкому распорядку дня, малоподвижностью и нелюбовью к женщинам.
Вульф поначалу производит впечатление не слишком приятного человека. Чего только стоит выражение Арчи о голосе своего шефа - "родной рык". Но это действительно мастер, раскрывающий преступления не выходя из дома.
Из персонажей, постоянно присутствующих в романах, стоит еще упомянуть непосредственно о повествователе - Арчи Гудвине.
Он тоже детектив, но совмещающий обязанности секретаря, помощника и "мальчика на побегушках". Совершенно обычный тридцатитрехлетний денди, любитель барышень, танцев и молока.

Tertio, манера повествования Стаута - одна из самых легких, что я встречал у "детективщиков" вообще. История в двести страниц читается
буквально за два-три часа, если не спешить. Глаз "не цепляется" за длинные, закрученные фразы, потому что их просто нет. Масса диалогов, минимум описаний внешности и обстановки, хотя наименованиям блюд, которыми балует себя Ниро, автор уделяет особенное внимание. Насколько я знаю, он даже выпустил кулинарную книгу любимых рецептов своего персонажа.
Вообще атмосфера в книгах очень и очень приятная.

P.S. Серию романов не раз экранизировали, в том числе и при жизни автора, которому, кстати, не понравились актеры, выбранные на главные роли.
Но на мой взгляд, самый лучший вариант - это американский сериал "Тайны Ниро Вульфа" (2001-2002 год), сюжетные линии серий там очень близки к текстам книг, а актерский состав очень удачен.

@музыка: "Сплин" - "Рай в шалаше"

@настроение: Пиво светлое "Krusovice"

@темы: книги

06:52 

Уильям Теккерей "Ярмарка тщеславия"

Вообще с английской классикой у нас долгий и весьма бурный "роман",
начавшийся в 2002 году, когда я поддался на уговоры научного руководителя и сменил тему курсовой работы по литературе со Стендаля на Диккенса.
И если до этого я, как и добрая половина моих знакомых, полагал, что англичане те еще зануды, то после я все-таки научился смотреть на них под другим углом.

"Ярмарка тщеславия" была одной из программных вещей во времена моего студенчества, но тогда я не продвинулся в ней дальше сотой страницы.
Во-первых, действие двигалось о-о-очень медленно, во-вторых, стиль повествования просто "убивал", так что через небольшой промежуток времени мне стало откровенно скучно от "блеяния" Эмили Седли и даже острого язычка Ребекки Шарп.

Второй шанс Теккерею я решил дать уже спустя несколько лет, когда при "ограблении" очередного книжного прихватил с полки и том "Ярмарки".
В конце концов, почему бы и нет? Все книги стоит читать вовремя, может быть, как раз время и подошло, решил я, отдавая книжку кассиру.

Истории пришлось "вылежаться" месяц, потому что другие книги, купленные в компании с ней, показались мне интереснее.
Но, тем не менее, руки потом дошли.

Primo, Теккерей все-таки "кукольник", "режиссер" в им самим придуманном театре, что позволяет ему разворачивать своих "марионеток" в любом ракурсе, но всегда безошибочно точно для восприятия читателя.
Каждая черта характера его героев имеет "второе дно".
Скромная, приличная "тихоня" мисс Седли, повернувшись, благодаря ловким пальцам "кукловода", иной стороной к зрителю, на поверку оказывается еще и непроходимой дурой и мямлей.
Раздолбай, "медведь", ведомый дурачок и подкаблучник Родон Кроули в
следующем "акте" вполне может продемонстрировать доброе сердце и весьма жесткий характер.
Здесь нет однозначных образов. Здесь нет сугубо положительного и сугубо отрицательного. Не зря автор определяет свою историю как "роман без героя", потому что никакого "героя" на самом деле не существует. Нет на этой "ярмарке" сверкающего "белым плащом" идеала.

Secundo, лучшая "марионетка" это, разумеется, Ребекка Шарп.
Признаюсь честно, мне все-таки показалось, что Теккерей слегка, совсем-совсем слегка подыгрывает ей.
Если остальных персонажей он бесстрастно дергает за веревочки и поворачивает с исключительным профессионализмом настоящего мастера представлений, то с Шарп у него все выходит несколько иначе.
Когда она появляется, повествование становится заметно оживленнее, стиль автора меняется, слог становится ярче, и ты вздрагиваешь, словно среди тихой, мерной, усыпляющей музыки вдруг услышал особенно громкий звук.
Изворотлива? Да. Цинична? Безусловно. Увлекающаяся натура? Вот тут уж нет. Сочетать в себе холодный расчет и все-таки некоторую долю авантюризма ей удается, но, в конечном счете, расчет побеждает практически всегда.
Говорю "практически", потому что со Стайном у нее все-таки не получилось идеально. Но там и соперник оказался из того же "теста".
Не могу сказать, что в восторге от личностей вроде Бекки, но, будем честны, каждый ли из нас всегда правильно выбирает соотношение средства и цели?!

Tertio, Теккерей все-таки сатирик, да еще и англичанин, значит соответствующего юмора в книге должно быть достаточно.
Он там есть, но я бы не сказал, что плещет через край, как, например, у Вудхауса. Все довольно сдержанно.
Кроме того, стоит все-таки быть готовым к тому, что стиль повествования местами "по-английски" тяжеловесный, особенно когда речь идет о персонажах "линии Седли" (Эмилия, Джоз, Джордж Осборн, Доббин). Героям "линии Ребекки" автор позволяет несколько больше и пишет о них легче.
Именно этот контраст поначалу и может подарить о книге не слишком приятные впечатления вплоть до скуки.

P.S. "Ярмарка тщеславия" не избежала экранизации и театральных подмостков.
Мне понравился мини-сериал от "BBC". В достаточной степени близко к тексту снятая вещь, с хорошей игрой актеров, приятными образами "в точку" и замечательным Дэвидом Брэдли (Аргус Филч - "Поттериана", лорд Уолдер Фрей - "Игра престолов") в роли сэра Питта Кроули.

@музыка: "Би-2" - "Прощай, Берлин!", "Мельница" - "Дороги"

@настроение: Алиготе - Рислинг от "Фанагории"

@темы: книги

08:29 

Арчибальд Кронин "Замок Броуди"

Упоминание об этой книге я выцепил, кажется, в какой-то подборке на Livelib или же каком-то книжном форуме, уже не припомню.
Об авторе я слышал, но не был знаком с его произведениями, почему-то полагая заранее, что не приду в восторг.
Тем не менее, на свой страх и риск, "Замок Броуди" я все-таки купил.

Я, конечно, читал разного рода вещи о том, как люди видят и понимают ад и тюрьму, но в данной ситуации автор, очевидно, решил, что читателю
мало будет просто понаблюдать со стороны за заключенными и грешниками, стоит непосредственно прожить вместе с ними и проникнуться до самой глубины души всем кошмаром происходящего.

Primo, "Замок Броуди" на самом деле никакой не замок. Таким образом Кронин мрачно посмеивается над авторами всяких "Замков Отранто", где
творятся разного рода кошмары, и в то же время обыгрывает знаменитую английскую пословицу "An Englishman's house is his castle", придавая ей второй смысл.
Замок в данной ситуации - довольно-таки неприглядный дом, где проживает та самая семья Броуди; место, где разворачиваются практически все основные события.
К слову, над дверями дома надпись: "Lasciate ogni speranza voi ch'entrate" ("А так же всяк, родившийся здесь. Особенно – родившийся). Ничего не
напоминает? Никаких аллюзий с Данте?

Secundo, это семейная сага, хотя по размерам для саги маловата. Но, тем не менее, в ней присутствуют все особенности данного жанра, пусть автор и останавливается на изображении всего двух поколений.

Пару слов об основных персонажах.

Джеймс Броуди - глава семьи, "настоящий англичанин", обладающий поистине невероятным чувством собственного достоинства, гордящийся своей фамилией и живущий в соответствии со строгим распорядком, которому подчиняется и вся семья. Скуповат и прижимист, особенно когда речь касается родных, но в самом деле - с чего бы баловать? Этак еще перестанут понимать, кто в доме хозяин, а там и до того, чтобы заиметь собственное мнение, недалеко. Дисциплина и строгость - вот главные и единственно эффективные инструменты управления домочадцами.

Маргарет Броуди - жена ровно такая, какой ей положено быть. Тихая, беспрекословно подчиняющаяся мужу, умеющая делать абсолютно все, а самое главное - экономить и отлично вести хозяйство, иначе зачем она вообще нужна? Она любит своих детей, как и подобает приличной матери, но порой слишком увлекается (особенно в отношении сына), однако этот недостаток ей почти прощают, так уж и быть. Главное, чтобы не забывала каждое утро ставить перед дверью комнаты мужа таз с горячей водой для бритья.

Мэтью - старший из детей. Не то чтобы Джеймс был им недоволен, нет. Спокойного презрения вполне достаточно, и не приходится тратить душевные силы на какое-то там недовольство. В любом случае, Мэтт не стоит многого и отцовских надежд не оправдывает.
Товарищ он хлипкий, трусливый, равнодушный к окружающим, любящий более всех себя, тянущий нервы и деньги из матери. Такой однозначно не способен поддержать честь семьи, так что не стоит тратить силы на его воспитание. Он только и может, что "подгадить" отцу в конце. Но чего еще ожидать от неблагодарного отпрыска?!

Мэри - старшая из дочерей. Барышня, не отличающаяся примерным поведением. Да что там! Просто откровенно безнравственная! Связалась с мужчиной без какого бы то ни было позволения отца, забеременела вне брака (и то, что будущий жених погиб, спеша на свадьбу - не оправдание, нет), и, в конечном итоге, опозорила всю семью. Эгоистка, недостойная носить фамилию Броуди, разумеется, моментально изгнана из семейного гнезда. Таких здесь не держат.
Впрочем, под конец глава клана оказался добр, милостиво приняв ее помощь (читай: взвалив все на ее плечи). Но свой урок она получила, хотя, безусловно, он был недостаточным за все совершенные прегрешения.

Несси - третий и самый младший ребенок в семье. Вот кто надежда и светоч! Вот кто прославит фамилию и скрасит тихую старость отца! В самом деле, на третий-то раз уж должно было получиться, после двух выродков. Несси непременно должна во всем быть первой, лучшей, оставляя далеко за спиной всяких там мальчишек Грирсонов.
Перед ней маячит прекрасная перспектива получения университетской стипендии, а значит и блестящее будущее. Надо только учиться как следует. Слышишь, Несси? Учиться, зубрить, день и ночь. Сиди - не вставай, тебе принесут поесть. Читай - не отвлекайся, все окна и двери закрыты, в доме гробовая тишина, теперь тебе ничто не помешает выучить очередную страницу учебника. Как это болит голова? Не придумывай, выпей порошки и ступай к столу.
"Первая премия на выставке, Несси! Как жаль, что это не красный ярлычок" - последняя фраза, которую напишет дочь своим красивым, четким почерком, чтобы порадовать любимого папу.

Tertio, в романе 800 страниц. Не забудем, что автор все-таки англичанин, а значит стиль повествования специфический. Но на самом деле книга читается очень легко, написана "ровно", каждый персонаж легко узнаваем по специфике поведения и не оставляет равнодушным. Здесь нет "проходных" героев, нет "лишних" сцен или затянутости, нет длительных рассуждений о мотивах поступков, потому что они все на поверхности и читателю ничего не стоит их вывести самостоятельно.

Без сарказма: "Замок Броуди" - блестящее описание семейного ада.

P.S. В оригинале роман называется "Hatter's Castle" ("Замок шляпника") по названию профессии Джеймса Броуди. Он владелец шляпной лавки. Здесь, разумеется, можно провести аналогию с Безумным Шляпником Кэррола, но мне кажется, что она не слишком уместна.
Роман экранизировали в 1942 году, в Великобритании.

@музыка: "Би-2" - "Серебро", "Муза"

@настроение: "Рубин Херсонеса" от "INKERMAN"

@темы: книги

06:33 

Рекс Стаут "Если бы смерть спала"

Обычно я никогда не пишу отзывы на книги, которые мне не понравились. Но все когда-то делается впервые. К тому же, я не сказал бы, что эта история совсем уж безобразна.

Очередной детектив из серии про Ниро Вульфа и Арчи Гудвина под названием "Если бы смерть спала" я приобрел не более трех дней назад и опять же исключительно из-за названия. Что-то было в нем такое... От Агаты Кристи.

Primo, детективы вообще нечасто разочаровывают меня, потому что я никогда не жду многого от этого жанра. Но этому удалось.
Начало неимоверно затянуто, Стаут "выезжает" исключительно на конфликте между Арчи и Ниро.
Вульф, как известно, расследованием семейных неурядиц не занимается, зато Гудвин соглашается провести дело самостоятельно, от чего босс, обидевшись, как девочка, берется за все сам. Не слишком удачная завязка.
Сюжет тянется и тянется, как резина, практически ничего не происходит вплоть до первого убийства, а это уже где-то ближе к середине книги.
Я тихо надеялся, что после второго покойника все-таки дело пойдет на лад.
Но и далее события не ускоряют свой ход, хотя, по всем законам жанра, должны бы уже нестись, как локомотив.
И, как итог, абсолютное разочарование и в результате расследования, и в личности убийцы, и даже в главных героях.

Secundo, история опять же камерная, то есть все персонажи представлены с самого начала, однако сами убийства происходят "на стороне".
Ход с "подсадной уткой" от "лица расследующего" совершенно не новый, да и не особенно удавшийся, потому что, в конечном счете, личность "утки" все равно приходится раскрыть, что, как ни странно, не производит ни малейшего впечатления на окружающих.
Особенного читерства от Стаута я здесь не заметил, но оно и ни к чему, потому что в этом детективе "искать" убийцу читателю совершенно неинтересно.

Tertio, стиль повествования все тот же, легкий, с большим количеством диалогов, минимумом рассуждений и внутренних "метаний" героев.
Здесь Стаут даже как-то отодвигает на второй план свою любимую тему - привычки Ниро и, в особенности, его гурманство. Описаний блюд почти нет, об орхидеях упомянуто вскользь, да и сам Вульф лишен автором своих блестящих рассуждений и классического ворчания.

P.S. Книгу я взял в большей степени из-за названия, но вот что странно - оно никоим образом не обыграно. Это строчка из стихотворения, которое в детстве сочинила одна из героинь. Но как оно вообще соотносится с происходящим, я так и не уловил.

@музыка: БИ-2 "Недотрога", "Вечная любовь"

@настроение: "Шардоне. Номерной резерв" от "Фанагории"

@темы: книги

Black Tower

главная